В небольшом библиотечном зале собралась очень разношёрстная компания, от молодых девчушек, прочищавших горло в ожидании действа, до пожилых дам, похожих на строгих преподавателей литературы. Мужчин почему-то было на порядок меньше, но именно им суждено было стать главными действующими лицами.
Все эти люди называли друг друга читчиками или откройротчиками. Им предстояло биться друг с другом "языками" за шанс выступить на главном суперфинале, который пройдёт уже в следующем году, причём не где-нибудь, а сразу на Красной площади.
Отборочные туры проходят сейчас в разных городах России, в том числе в Москве (например, в Наро-Фоминске победил сам Яков Шварцман, сценарист АБВГДейки, режиссёр эстрады и кино, артист разговорного жанра).
На московский отборочный этап заявились 11 читчиков. Согласно регламенту, каждый вытягивал себе конверт с произведением, затем за минуту прочитывал небольшой отрывок, причём без какой-либо подготовки.
Лучшим читчикам предстояло пройти все три раунда: в первом читали русскую классику, во втором – отечественную поэзию, в третьем – зарубежные романы.
Каждого откройротчика оценивали аж трое судей. Они должны были слушать выступавших очень внимательно, потому что правила соревнований наистрожайшие. Нельзя было ошибаться в ударениях, путаться в произношении сложных слов, искажать географические названия. Также судьи оценивали артистизм, вычитая баллы за чрезмерные эмоции или, наоборот, за излишнюю монотонность и отсутствие эмоциональной окраски. Их лица морщились и тогда, когда читчик не попадал в ритм текста. Поэтому получить максимальное количество баллов за выступление – шесть – было сродни подвигу.
Елена Ивасишина – актриса дубляжа, театра и кино, единственная женщина в жюри – сама выигрывала отборочный турнир в 2021-м – сразу сказала репортёру Metro, в чём заключается главная сложность для откройротчиков:
– К чемпионату невозможно подготовиться заранее, ведь никто не знает, какая книга выпадет в конверте.
Поначалу всё напоминало обычный конкурс чтецов в средней школе – вышел, прочитал, похлопали, ушёл. Девушки стеснялись, мужчины же сразу шли ва-банк, блистая харизмой – уверен, они здесь выступали уже не первый год.
Интересный момент случился в конце первого раунда, когда в зал буквально вбежал последний читчик, и его все встретили аплодисментами. На улице снег-буря-безумие, а он всё-таки успел!
– Ну давайте дадим ему отдышаться, мы же не звери в конце концов! – с улыбкой сказал опоздавшему один из членов жюри.
Спустя пару минут молодой человек вышел на импровизированный подиум. Мне показалось, что свой отрывок он читал слишком вычурно, но жюри такая подача явно понравилась – он получил наивысшие баллы.
Во втором и третьем раунде дамы уже стали посмелее, выдавая крайне эмоциональные прочтения, но в итоге мужская харизма всё-таки победила – три финалиста оказались представителями сильного пола.
Им снова выпало задание читать стих. После непродолжительного соревнования первое место взял Пётр Сафрошкин – 33-летний оперный певец, тот самый человек, который прибежал в библиотеку последним. Опоздал он, кстати, потому что не мог уйти с работы и мчался на турнир с другого конца города.
Всем остальным участникам вручили грамоты со 2-м местом – в благодарность за смелость.
Для Петра эти состязания не первые – он побеждал в отборочных турах чемпионата "Открой рот!" три года подряд, но затем его обычно обходили более опытные откройротчики. В этот раз он намерен наконец-то дойти до суперфинала и взять заветный кубок.
– Бродский призывал обращаться со своей речью так, чтобы не было стыдно. Чтение вслух – это всего лишь инструмент, с помощью которого мы самовыражаемся. Во времена, когда всё захватили технологии, живая коммуникация – это то, без чего не может жить ни один человек, – рассказал Metro победитель. – Для меня участие в конкурсе – это проверка себя на прочность. Каждый год я прихожу сюда не за славой и признанием, а за возможностью погрузиться в книгу и остаться с ней наедине, пусть даже за этим наблюдают другие люди.