От ремней в качестве еды до битвы с акулами: дрейфы "как у Михаила Пичугина"

Михаил Пичугин, дрейфовавший 67 дней в Охотском море, поверг страну в шок. Но его история не уникальна – были и другие случаи незапланированных дрейфов. Metro рассказывает о них
От ремней в качестве еды до битвы с акулами: дрейфы "как у Михаила Пичугина"
В. Галактионов / @РИА "Новости"
Друзья-герои: Анатолий Крючковский, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский (слева направо) в форме курсантов мореходного училища. Советские воины, дрейфовавшие на барже с 17 января по 7 марта 1960 года.

Вместе с Михаилом Пичугиным в катамаране были его старший брат Сергей и племянник Илья. Оба погибли. Однако Михаил Пичугин выжил после 67 дней дрейфа – его уже перевели из реанимации в обычную палату. 

Как рассказала Metro подруга семьи Дарья Мерзлякова, Михаил Пичугин из Улан-Удэ всегда очень тщательно относился к безопасности, всё перепроверял. Но сейчас ему грозит открытие уголовного дела. 

Он был единственным, кто стоял за штурвалом на катамаране и нёс большую ответственность за всех, кто находился в лодке. 

Так или иначе, Михаил Пичугин пережил многое, однако его история вовсе не уникальна. 

Дрейф советской баржи

Солдаты-срочники Асхат Зиганшин, Филипп Поплавской, Анатолий Крючковский и Иван Федотов в 1960 году оказались в открытом океане на борту самоходной баржи Т-36. 

Во время шторма баржу сорвало со швартовки в районе острова Итуруп, ливень повредил рацию – моряки оказались одни в океане. Их запасы еды быстро истощились. 49 дней они дрейфовали, пока не вышли... к американцам.

В интервью журналу "Родина" Асхат Зиганшин призывал не романтизировать приключения в океане, всё было несколько прозаичнее, чем старались описывать журналисты. "Пока дрейфовали, ни страха не было, ни паники, – рассказывал Зиганшин. – Не сомневались, что обязательно спасёмся. Хотя и не думали, что проведём в океане почти два месяца".

Курсант Асхат Зиганшин на практических занятиях. Подготовка служащих Военно-Морского флота СССР.
Уткин / @РИА "Новости"
Курсант Асхат Зиганшин на практических занятиях. Подготовка служащих Военно-Морского флота СССР.

Первым пал духом Иван Федотов – начал кричать, что баржу никто не ищет. Зиганшин старался отвлекать, переводить разговоры в другое русло. Федотов, державший под подушкой топор, для него был новичком – он заменил попавшего в лазарет матроса. 

Зиганшин контролировал расход еды на борту. Решил, что приём пищи должен быть раз в сутки, каждый получал по кружке супа, который варили из картофелин и ложки жира. Первое время добавляли ещё крупу, пока не закончилась. Воду употребляли трижды в день по стаканчику из набора для бритья. Норму вскоре пришлось урезать вдвое. 

Однако чуть больше чем через месяц еда закончилась. Пробовали есть мыло и зубную пасту, черпали воду из трюма. В какой-то момент съели ремешок от часов, кожаный пояс от брюк, пробовали даже кирзовые сапоги, а под клавишами гармони нашли съедобные куски хрома.

Когда начались галлюцинации, пришло спасение в виде американцев. "Отношения у СССР и США в тот момент были не ахти. Холодная война, – рассказывал Зиганшин. – Словом, впервые за всё время я откровенно сдрейфил. На барже так не боялся, как на американском авианосце. Остерегался провокаций, опасался, что нас в Штатах оставят, не разрешат вернуться домой. А если отпустят, что ждёт в России? Не обвинят ли в измене Родине?"

Военнослужащие Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин (в центре) разговаривают с американским моряком (справа) на авианосце "Кирсардж", принявшим их на борт после длительного дрейфа на барже.
@РИА "Новости"
Военнослужащие Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин (в центре) разговаривают с американским моряком (справа) на авианосце "Кирсардж", принявшим их на борт после длительного дрейфа на барже.

К счастью, дома советских солдат-срочников встретили тепло – даже дали ордена Красной Звезды!

Обстрел с самолёта, атака акулами

Как пишет New York Times, Луи Замперини было чуть за 20 и он был звездой лёгкой атлетики в Университете Южной Калифорнии, когда вскоре после вступления Соединённых Штатов во Вторую мировую войну в 1941 году он поступил на службу в армейскую авиацию. В итоге стал бомбардиром на В-24.

Самолёт, известный среди американских военных как "Зелёный шершень", 27 мая 1943-го совершил незапланированный вылет. Американский бомбардировщик пропал, и младший лейтенант Луи Замперини вместе с другими военными отправился на его поиски. Самолёт был в плохом состоянии и в какой-то момент рухнул в Тихий океан. 

"Перестал работать первый двигатель, – вспоминал Замперини в интервью CBSNews. – Этот самолёт едва-то летел с четырьмя двигателями, а когда отказали уже два, он просто рухнул как камень. И вот мы уткнулись носом в воду. Я почувствовал себя так, словно кто-то ударил меня кувалдой по лбу. Самолёт полностью разнесло на части".

Цифра
34
кг весил Луи Замперини после дрейфа

В автобиографии Замп, как его называли друзья, вспоминал, как выбрался из самолёта через отверстие в фюзеляже и поплыл к поверхности, преодолев расстояние в двадцать метров. На нём был жилет. Он притянул к себе спасательный плот, затем связал его с ещё одним плотом при помощи шнура – каждый был сделан из двух слоёв холста, покрытого резиной, и был разделён переборкой на два надувных блока. 

Из членов экипажа после авиакатастрофы в живых осталось лишь три человека – лейтенант, второй пилот Рассел Филипс и сержант, бортовой стрелок Францис Макнамара. У всех были травмы разной степени тяжести. Им предстояло провести на воде 47 дней. 

"Я никогда раньше не молился, – сказал Замперини CBSNews. – Когда находился на плоту, молился, будто сидел в окопе".

Замперини также рассказывал, что у него была спецподготовка, которая способствовала выживанию. Он был бойскаутом, ему рассказали об основах выживания, кроме того, он обучался на курсах альпиниста. Ему объясняли, как выживать на суше, на воде и в горах. Также он прошёл продвинутый курс оказания первой помощи.

Луи Замперини слева.
Скриншот Youtube/CBN.com/The 700 Club
Луи Замперини слева.

На плоту были плоскогубцы, отвёртка, сигнальный пистолет, рыболовные крючки, катушка лески, воздушные насосы, комплекты резины. Из еды – только плитки шоколада и банки с водой. 

В одну из ночей Макнамара съел батончики – теперь узники океана могли питаться только сырой пищей, которую ещё надо было добыть. Им удалось убить альбатроса, на его мясо ловили рыбу. Однажды получилось расправиться с акулой (они стаями преследовали плот),  но есть можно было лишь печень. С водой повезло больше благодаря проливным дождям.

Над ними периодически летали самолёты, которых направили искать пропавших, но даже сигнальные ракеты не помогали обратить на себя внимание. Однажды появился японский истребитель KI-213 – они как раз плот заметили и стреляли по нему, сбросили глубинную бомбу, но экипаж выжил (цель оказалась слишком маленькой). Один из плотов сдулся, но несколько отсеков с воздухом второго ещё функционировали.

ЦИТАТА
Главная сила Замперини заключалась в его воле
— Лаура Хилленбранд, биограф Зампа

От истощения скончался Макнамара, а вот Замперини и Филипс добрались до берега. Замперини весил 57 кг до авиакатастрофы, после – 34. Они с Филипсом преодолели 3200 километров. 

Их встретили на берегу... японцы, после чего посадили в лагерь для военнопленных. Замперини пережил и это. 

"Кошмары снились мне каждую ночь, – рассказывал он the Athlantic. – Я хорошо выглядел, набрал вес, но мне снились кошмары. Я всегда просыпался мокрым от пота".

Анджелина Джоли встретилась с Замперини и сняла о герое фильм "Несломленный". Замп успел его посмотреть. Он умер в возрасте 97 лет.

Лаура Хилленбранд написала о Замперини книгу. Она встретилась с ним, выслушала его историю. Вот её объяснение для New Yorker, как Замперини смог выжить: "Если кто и был готов к этой одиссее, так это Луи. У него было тело олимпийца, обладателя наград; утром, в день авиакатастрофы, пробегая 1,6 км по взлётно-посадочной полосе на побережье Оаху, он преодолел её за 4:12, что было невероятно, учитывая, что он бежал по песку. Однако главная сила Луи заключалась в его воле. Он был прирождённым оптимистом, что подпитывало его безрассудное поведение в детстве. Он был необычайно смышлёным ребёнком и пришёл к убеждению, что его сообразительность и изобретательность помогут ему выпутаться из любой передряги. Он сохранил это убеждение и во взрослой жизни, и в своём опасном путешествии, и это сделало его находчивым, хладнокровным, способным выживать человеком, которого практически невозможно деморализовать". 

Читайте также: