Пётр Пашкевич долгие годы был главным художником Киностудии имени Горького. Как художник-постановщик он сделал более 60 фильмов, среди которых "Фома Гордеев" (реж. Марк Донской, 1959), "Преступление и наказание" (реж. Лев Кулиджанов, 1969), сериал "Красное и чёрное" (реж. Сергей Герасимов, 1976).
– В среднем отец за годы работы сделал 1700 эскизов, но очень много его произведений было утеряно, – рассказала Metro дочь художника Наталья Рюрикова, директор галереи "Дом Нащокина" и куратор выставки. – В 90-е годы кино остановилось, студия имени Горького закрылась, и разными арендаторами было вывезено много различного реквизита, в том числе эскизов папы. Кое-что удалось спасти.
На выставке, которая приурочена к 105-летию со дня рождения Петра Пашкевича, будет представлено более 100 произведений: эскизы к фильмам, графические и живописные работы, киноплакаты и фотографии разных лет.
– Отец стоял у истоков профессии кинохудожника. Он окончил художественный факультет во ВГИКе, первый набор. 85 лет назад Фёдор Богородский набрал такой курс, выпускниками которого стали многие знаковые художники-постановщики, – рассказывает наша собеседница. – Это были талантливые молодые люди. Они даже задумали построить лодку, чтобы на ней плавать по России, вставать где-то на якорь, работать на пленэре. И они её построили. Папа снимал документальный фильм про строительство, и его после этого приглашали на операторский факультет. Операторскую работу он не выбрал, но всю жизнь любил фотографировать, часто пользовался снимками, чтобы фиксировать детали для своих последующих картин. Отец поступил во ВГИК в 39-м году, в 41-м началась война, студенты сначала в ополчении защищали Москву, но потом их отправили в эвакуацию в Алма-Ату, там сформировалось кинобратство голодных и талантливых киношников. За время эвакуации отец успел поработать в Алма-Ате на 10 фильмах, в том числе у Сергея Эйзенштейна на "Иване Грозном".
По словам Натальи Рюриковой, работа художников-постановщиков в то время отличалась от нынешней.
– Прежде всего – это, конечно, были художники, но они также были архитекторами, конструкторами, историками, инженерами, знали географию, – говорит дочь Петра Пашкевича. – Художник кино первым получал сценарий, делал наброски, которые должны были отразить атмосферу будущего фильма. Потом художник рисовал эскизы к конкретным эпизодам фильма, представляя это на суд режиссёру и оператору, и если их они устраивали, то эскизы подписывались и начиналась работа по созданию декораций, подбору натуры и так далее.
Многие эскизы Петра Пашкевича пережили фильмы, к которым они рисовались, многие служат отдельными произведениями искусства. Некоторые из его работ являются единственным напоминанием о фильмах, которых зрители так и не увидели.
– У отца есть отличные эскизы к фильму Василия Шукшина "Я пришёл дать вам волю". Картина была посвящена Степану Разину, но, к сожалению, так и не была снята, – продолжает Наталья Рюрикова. – Шукшин несколько раз начинал работу, но в итоге зелёный свет так и не получил. Для высокого начальства образ народного освободителя, разбойника выглядел слишком пугающим.
По словам искусствоведа, больше всего её отец любил картины именно на историческую тему, "когда нужно было изучать время, погружаться в быт других эпох":
– Помню, когда я собиралась поступать на факультет журналистики, отец как раз работал на фильме Льва Кулиджанова "Преступление и наказание". Главную роль там играл Георгий Тараторкин, с которым я в итоге сделала интервью с подачи папы. Тараторкин мне тогда рассказал, что конура для Раскольникова, которую построил отец, действует на него поразительно. Когда он попадает в эту комнату, то вживается в роль лучше, чем при любой другой подготовке. Декорации к этому фильму отмечали многие.
Наталья Рюрикова отмечает невероятную трудоспособность отца, его энергичность, подвижность и позитив.
– Иногда я не понимаю, как он мог рисовать свои картины, ведь казалось, ему невозможно усидеть на месте. Он всё время будто бежал. Очень быстро работал, но эти работы поражают точностью и визуальной выразительностью, – говорит куратор выставки. – Папа был всё время в работе, ему некогда было жить личной жизнью. Всей семьёй мы ходили разве что на его фильмы в Дом кино, который был любимым местом. Или по выходным нас с братом родители иногда водили в ресторан, в 70-е очень модными для киношников были "Метрополь" или "Прага". Попадать в такую роскошь было здорово, особенно пока мы ещё жили в маленькой коммунальной квартирке. Папа был влюблён в кино безмерно, был им увлечён и служил киностудии 56 лет со всей отдачей.