От красавчика с улыбкой сёрфера – к философу-нигилисту и от сладенького вампира – в артхаус

Некоторые актёры зубами сдирают с себя старую шкуру, чтобы зрители увидели их по-новому. Вспоминаем самые яркие примеры смены амплуа
От красавчика с улыбкой сёрфера – к философу-нигилисту и от сладенького вампира – в артхаус
Premier
Данила Козловский в сериале "Люся".

Данила Козловский исполнил самоироничную злодейскую роль в главной российской комедии лета “Молодой человек”, где потешается над собственным геройским образом в кино. “Я и тренер, я и пожарный”, – вещает он о себе. Сейчас актёр пробует роль рохли и неудачника в сериале “Люся”. В российском кинематографе смена амплуа – огромная редкость, вызывающая уважение. Камон, ребят, Козловский! Пожелаем артисту в этом деле успеха, которого добились другие звёзды. 

Мэттью МакКонахи

Дебют актёра состоялся в культовой молодёжной комедии 90-х “Под кайфом и в смятении”, которая должна была сделать его звёздой независимых фильмов. Вместо этого Голливуд заприметил его белозубую улыбку, и уже в начале нулевых его называли “мужским аналогом Дженнифер Энистон”, надолго застрявшей после сериала “Друзья” в ролях симпатяжек. Мэттью снимался в громких романтических комедиях вроде “Как отделаться от парня за десять дней”. Но чувствовалось, что его утомило амплуа плейбоя, так как в сериале “Секс в большом городе” он появился в самопародийной роли лощёного звёздного идиота, уверенного в своей неотразимости. 

Мэттью искал роли, всё сильнее уводящие его к драме. Прорыв состоялся в 2013 году: роль больного СПИДом бизнесмена в “Далласском клубе покупателей” принесла МакКонахи единственный за его карьеру “Оскар”. А уже в следующем году мы увидели его в “Настоящем детективе” – мрачным, измученным личной трагедией и пустотой бытия. Роль Раста Коула заставила навсегда забыть о золотоволосом живчике.

Мэттью МакКонахи в сериале “Настоящий детектив”.
HBO
Мэттью МакКонахи в сериале “Настоящий детектив”.

Роберт Паттинсон

Юные зрительницы растаяли от Седрика Диггори, первого красавца Хогвартса, которого Паттинсон сыграл в четвёртом “Гарри Поттере”. Пресса называла его “британской звездой завтрашнего дня” и “будущим Джудом Лоу”. Паттинсон во многом и повторил творческий путь Лоу, сыгравшего почти все смутные объекты желания, появлявшиеся на экране в девяностые, и озверевшего от ролей секс-объектов к началу нулевых. Однажды Лоу сорвался на крик во время интервью, когда сделали комплимент его красоте. А у Паттинсона был впереди главный предмет воздыхания школьниц 2010-х – Эдвард Каллен из франшизы “Сумерки”, после которой кинематографу пришлось перерождать вампирский жанр, чтобы отмыть его от сиропа.

Паттинсон не знал, как самому отмыться от карамельной крови. На помощь пришёл великий Дэвид Кроненберг, что-то в нём разглядевший. Паттинсон сыграл в двух его злых и реалистичных фантасмагориях (“Космополис” и “Звёздная карта”), затем Сальвадора Дали, влюблённого в поэта Лорку, и зрители серьёзного авторского кино перестали над ним смеяться. На сегодня у актёра нет амплуа – он играет во всём мрачном и странном, чтобы навсегда убить Эдика Каллена. Будем надеяться, что ему не придётся убивать Бэтмена – в этом образе тоже можно завязнуть.

Роберт Паттинсон в хорроре “Маяк”.
А24
Роберт Паттинсон в хорроре “Маяк”.

Юрий Никулин

Всесоюзную известность Никулину принесли роли в комедиях Леонида Гайдая в шестидесятых годах, в которые он многое привнёс из своего циркового опыта. Но в 1961 году ему удалось сыграть в своём первом драматическом фильме “Когда деревья были большими”. В 1964 году артист снова сыграл драматическую роль в ленте “Ко мне, Мухтар!”. Впрочем, зрители и чиновники от кино продолжали считать его комиком.

Последнее стало настоящей проблемой, когда Алексей Герман пригласил его на главную роль в “Двадцать дней без войны”. Чиновники отказывались его утверждать, мол, как это, комедиант, да ещё “с лицом пьяницы”, сыграет советского корреспондента и фронтовика! Артиста отстоял автор сценария Константин Симонов, для которого это был почти автобиографический фильм. Он увидел в Никулине, который сам побывал на фронте, идеальное воплощение образа. Доказательством драматического таланта стала и поздняя роль Никулина в фильме “Чучело”.

Юрий Никулин в фильме “Двадцать дней без войны”.
Ленфильм
Юрий Никулин в фильме “Двадцать дней без войны”.

Шарлиз Терон

Модельная внешность обеспечила актрисе роли в любовных мелодрамах. Хрупкий цветочек в ожидании избранника, она искала сильное плечо в “Сладком ноябре” или становилась жертвой харизматичных мужчин в “Адвокате дьявола”.

Всё изменила роль серийной убийцы. Ради неприятного и злого байопика “Монстр” Терон поправилась на 14 кг. Её лицо уродовал грим, жесты были тяжелы и нелепы. Критики пришли в восторг, Академия в 2004 году вручила ей “Оскар” – и понеслось. В 2015 году вышел высокооктановый “Безумный Макс: Дорога ярости”. Побрившись наголо, лишённая в фильме одной руки, Шарлиз преобразилась в убийственно крутую экшен-героиню. Её Фуриоза стала иконой феминизма. С тех пор в драмах, как “Талли”, или умных комедиях, как “Бедная богатая девочка”, Терон играет сильных женщин.

Шарлиз Терон в фильме “Безумный Макс: Дорога ярости”.
Warner Bros. Pictures
Шарлиз Терон в фильме “Безумный Макс: Дорога ярости”.

Джим Керри

Некоторые ранние комедии Джима Керри нельзя даже назвать эксцентрическими. “Эйс Вентура” и “Тупой и ещё тупее” в основном вызывают испанский стыд. Позднее был комический абсурд и чуть меньше ужимок в “Шоу Трумена” и “Человеке на Луне”, но критики продолжали называть Керри “человеком с резиновым лицом”.

И вдруг в 2004 году роль в фантастической драмеди Мишеля Гондри “Вечное сияние чистого разума”: нежный, хрупкий, влюблённый… Годы шли, и Керри совсем перестал быть смешным. Ещё один плод сотрудничества с Гондри – сериал “Шучу” о ведущем детской передачи, переживающем гибель сына. Теперь Керри разрывает нам сердце.

Джим Керри в сериале “Шучу”.
Showtime
Джим Керри в сериале “Шучу”.