
Изобретателем продакт-плейсмента (скрытой рекламы в произведениях культуры) считается Эдуард Мане. В 1882 году живописец изобразил на картине "Бар в "Фоли-Бержер" бутылки с явно узнаваемыми в те времена этикетками. На экраны продакт-плейсмент попал почти с самого зарождения кинематографа: братья Люмьер в ленту Washing Day in Switzerland (1896) включили скрытую рекламу мыла знаменитой марки.
Спустя время визионеры моды взяли на вооружение успех коллег из других сфер. Герои фильмов стали носить одежду, часы и сумки, тщательно подобранные не только художниками по костюмам, но и рекламными агентами.
Ксения Смирнова, модный эксперт и автор телеграм-канала о сумках Bag Sommelier, рассказала Metro о пяти культовых сумках в кино и сериалах, ставших примером талантливого продакт-плейсмента, когда аксессуар в руках актёра был не столько рекламным объектом, сколько полноправным персонажем.
Gucci Bamboo в фильме "Путешествие в Италию"
В картине 1954 года с Ингрид Бергман в главной роли спутницей главной героини является сумка с бамбуковыми ручками от бренда Gucci. Как появилась эта модель?
– Италия, 1947 год. Недавно закончилась война. Экономика страны на дне. Производить кожаные изделия почти невозможно. Cемья Гуччи экономит как может: используя для создания своих сумок пеньку, парусину, джут и бамбук. Первая модель сумки с ручками из обожжённого бамбука была изготовлена из свиной кожи и имела форму седла. Внучка основателя Gucci в своих мемуарах говорит, что первая сумка Bamboo символизировала возрождение Италии. Эта модель стала хитом после фильма Росселини "Путешествие в Италию", в котором исследуется тема переоценки ценностей и даётся надежда на счастливую жизнь.

Hermes Birkin в фильме "Семейка Тененбаум"
Как и все детали в картинах режиссёра Уэса Андерсона, элементы гардероба героев рассказывают историю своих владельцев. Сумка, с которой ходит Марго Тененбаум в исполнении Гвинет Пэлтроу, вероятно, была подарена ей матерью, появившейся в фильме с более строгой и солидной Hermès Kelly.
– Весь стиль Марго отражает её драму ребёнка-вундеркинда в теле взрослой женщины. Она продолжает носить свою дорогую детскую униформу: шубу Fendi, платье для тенниса Lacoste, лоферы Gucci и сумку Birkin. Независимо от возраста и обстоятельств, Марго чувствует себя неуместной: ребёнок в шубе выглядит так же странно, как и взрослая женщина с инфантильной заколочкой, неумело подведёнными глазами и в розовых перчатках не по размеру.

Chanel Timeless Classic в фильме "Спенсер"
В драме Пабло Ларраина о принцессе Диане исполнительница главной роли Кристен Стюарт появляется с сумкой Chanel уже в первые 5 минут фильма.
– Гардероб героини был тщательно продуман художницей по костюмам, двукратной обладательницей "Оскара" Жаклин Дюрран. Так как "Спенсер" – байопик, соответствие реальным фактам крайне важно. Дюрран провела тщательный анализ стиля Дианы Спенсер в период с 1982 по 1992 год. Фотографии, записи о покупках и воспоминания очевидцев привели создателей фильма к решению, что основой гардероба экранной принцессы станут одежда и аксессуары Chanel. Чёрная модель Timeless Classic действительно была одной из любимых сумок Дианы Спенсер. Кристен Стюарт, которая и сама с интересом принимала участие в работе над костюмами, рассказывала: "В Chanel она всегда была самой собой. Довольно часто Chanel возникает в кадре именно в моменты проявления силы Дианы".

Fendi Baguette в сериале "Секс в большом городе"
Поклонники культового сериала наверняка помнят эту сцену. Грабитель нападает на Кэрри Брэдшоу в переулке и, угрожая ножом, требует отдать ему туфли и сумку. "Но это Baguette!" – в отчаянии восклицает писательница, как бы говоря: "Неужели ты настолько жесток, что отнимешь такую важную вещь?" Планировали сценаристы смысловую параллель между багетом, который сумка, и багетом, который хлеб, – доподлинно неизвестно. Но для русского уха в этой фразе явно несколько смысловых слоёв.
– Первая сумка, как у Кэрри, – фиолетовая в пайетках, – появилась в осенне-зимней коллекции Fendi 1999 года и сразу получила своё название, потому что её форма напоминала французский хлеб. Сумка быстро приобрела популярность и принесла бренду международную премию за лучшие аксессуары. Baguette выпускалась в самых разных вариантах: с кристаллами и стразами, с вышивкой, из кожи, замши, парусины и бархата. Она была такой же яркой, легкомысленной и разной и прекрасно характеризовала героиню Сары Джессики Паркер.

Prada Cleo в сериале "Эмили в Париже"
Да, сериал вовсю раскритикован стилистами и фешен-редакторами. Но в нём встречаются великолепные вещи, которые помогают героям раскрыть себя. Одной из таких стала ярко-жёлтая сумка Cleo.
– Cleo появилась в поворотный для Дома Prada момент: дебют состоялся на показе весна-лето – 2021, в последней коллекции, над которой Миучча Прада работала одна. Сразу после к ней присоединился Раф Симонс. Этот факт автоматически возвёл сумку в статус культовой. Prada Cleo появилась на Эмили в девятой серии второго сезона. Героиня выбрала аксессуар под стать своему гардеробу: яркий, смелый, сочетающий в себе ультрамодные элементы с мотивами из прошлого. Модель как раз цитирует архивные силуэты Prada, в данном случае хобо, которые были популярны в 1990-е и к которым нередко отсылаются наряды "Эмили в Париже".
