Журнал RUSSPASS предлагает небольшое, но увлекательное путешествие по северу столицы.
Эволюция архитектуры
Московский трамвай № 27 часто становится звездой соцсетей – настолько атмосферны фото трамвая в живописной чаще. Пользователи Сети то и дело задают вопросы под снимками, как найти этот трамвай и по какому маршруту он идёт. Путь начинается от станции метро "Войковская", проходит через старое Коптево, Михалково – и дальше к уникальному для Москвы комплексу Тимирязевской сельхозакадемии… А потом через бывшие академические поля и лесные дачи к станции метро "Дмитровская". Это и есть 27-й маршрут, который известен москвичам ещё с XIX века. Подождите, прежде чем вооружаться камерами, – экскурсия по красотам столицы начинается не с первой остановки, а с улицы Костякова. Там вы можете понаблюдать за эволюцией "жилой" архитектуры середины ХХ века. Слева, по ходу трамвая, сталинский дом постройки 1953 года (Дмитровский проезд, д. 8). Чуть дальше, также по левому борту, "ободранный" (то есть без лепного декора) дом 1960 года постройки. А напротив – кирпичные девяти- и двенадцатиэтажки уже более поздней эпохи.
Самая красивая остановка
Дальше трамвай поворачивает с улицы Костякова буквально во дворы, приближаясь к параллельной Тимирязевской. Едет между парковками, деревьями, детскими площадками, около парка "Дубки". На этой остановке можно выйти, чтобы в метрах ста от трамвая посмотреть на деревянную шатровую церковь в неорусском стиле. Это храм Святителя Николая у Соломенной сторожки. Спроектировал его в годы Первой мировой знаменитейший Фёдор Шехтель. Правда, нынешнее здание построено по оригинальным чертежам 1997 года. Но всё равно впечатляет. Как и следующая (до неё можно дойти по парку) трамвайная остановка, самая, наверное, знаменитая в Москве, – "Красностуденческий проезд". Её необычный павильон был установлен ещё в 1936 году. Многие верят, что там работал писатель Константин Паустовский, который по молодости подрабатывал кондуктором. Сейчас на остановке есть магазинчик и кофейня.
Тимирязевский городок
Далее по маршруту – неширокая Тимирязевская улица слева, а за ней поля, перемежающиеся теплицами. Справа по борту – опять-таки поля, а за ними – старинное Петровско-Разумовское, ставшее ещё в 1860-х годах Агрономическим институтом Московского общества сельского хозяйства (ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия). Трамвай, кстати, проходит здесь под аркой одного из старых корпусов академии. На этой остановке выйти стоит, чтобы прогуляться по Тимирязевскому городку. До того как стать академией, усадьба Петровско-Разумовское была ярким примером московского барокко. После передачи здания академии к усадьбе достроили башенку-звонницу, стилистику тогда решили оставить прежней, и проект Николая Бенуа получился довольно редким для России образцом необарокко.
Дальше открывается немного другая Москва – после пересечения Большой Академической улицы начинается череда магазинов, закусочных и шаурмичных и кирпичных 12-этажек. Здесь может показаться, что время остановилось – настолько жива атмосфера столицы конца 1990-х и начала нулевых. Экскурсия на колёсах заканчивается на "Войковской" – на улице Зои и Александра Космодемьянских, где стоит и воспитавшая юных героев школа.