Эксперты, общественники и ИТ-гуру создали трёхмерную и модель дополненной реальности особняка голландских лекарей Ван-дер-Гульстов. Теперь достаточно взять в руки гаджет, навести на стену дома – и магия! Вы в 17-м веке и смотрите на новенький, но тот самый дом. Как такое возможно? Рассказываем обо всём по порядку.
В окрестностях Старокирочного переулка притаился дом
Особняк голландских лекарей Ван-дер-Гульстов был построен в конце 17-го века. Как и положено каменному старичку, за домом в Старокирочном переулке шлейфом тянется легенда. Говорят, именно сюда приходил Пётр I на свидания к Анне Монс. Петр опекал фаворитку: присвоил ей ежегодное содержание, построил на казённые деньги дом, подарил земли и свой портрет, украшенный алмазами. А народ объявил её “Кукуйской царицей”, хотя "кукуйской" она стала из-за места жительства. Москвичи называли немецкую слободу “Кукуем” – по названию протекавшего поблизости ручья. Но лёгкое отвращение в "титуле" ощущается. Считалось, что Анна стала причиной разлада Петра I с царицей Евдокией Лопухиной. Кто знает, как было на самом деле, но только отправилась последняя однажды и навсегда в монастырь.
Но вернёмся к старичку-особнячку. Стоит он более трёх десятилетий, обнесённый заборами. Спешащие мимо прохожие зачастую и не догадываются, что буквально рукой подать до единственного сохранившегося жилого дома Немецкой слободы. Сейчас дом не в лучшем состоянии. Время, скажете вы. Но нет, вина на недобросовестных собственниках. Общественники, опасаясь, что Москва совсем потеряет этот памятник архитектуры, прошли многие инстанции и говорили даже с президентом. Но воз, как говорится, пока и ныне там.
Увидеть, каким он был
Осенью этого года в жизни дома наступила новая стадия – снесли строения по соседству, и дом-старичок проявился. Картина открылась грустная. Разрушения на лицо.
– То, как выглядят сейчас палаты Анны Монс, – это, конечно, грусть и печаль, – рассказала Анна Берникова, руководитель проекта "Басмания. Музей Басманного района". – Мы не знаем, как развернётся судьба этих палат, как это будет.
Про особо пострадавшую часть Рустам Рахматуллин, координатор Общественного движения "Архнадзор", пояснил, что есть конкретная причина.
– Почему разрушалась кладка, мы знаем точно, – подчеркнул Рустам Рахматуллин. – Там не был налажен водосток, оборваны водосточные трубы. Висела верхняя секция и больше ничего. Мы не знаем, сколько лет или десятилетий вода просто текла на эту часть стены.
Корреспондент Metro на днях съездил к особняку Анны Монс и вернулся под впечатлением, как будто штурмовал военную крепость, причём после бомбежки. Хотя местные жители и делятся паролями и явками, к памятнику архитектуры времён Петра I открытого доступа нет.
Сделать шаг в 17 век
Что будет с домом дальше, даже прогнозировать не возьмёмся, поскольку ситуации и планы в таких вопросах меняются быстро. Но общими усилиями активистов, историков, архитекторов и ИТ-гуру в жизни дома произошло неожиданное событие. В рамках проекта музея Басманного района "Столица на Яузе. Прогулки за Кукуй" разработана трёхмерная и модель дополненной реальности дома. Трёхмерная модель уже доступна на сайте музея. Открыв её, можно виртуально рассмотреть дом со всех сторон. AR-модель находится на завершающей стадии разработки. Как только появится возможность скачать приложение, можно будет отправиться к дому, навести на стену гаджет и увидеть фасад в том виде, каким его, вероятно, видел Пётр I.
- Нетривиальная задача воссоздать утраченные элементы, сделать новый реставрационный проект, потом отобразить его в трёхмерной геометрии и облегчить модель, чтобы ее можно было посмотреть в браузере, – рассказал Metro Макс Воротников, ИТ- руководитель проекта, основатель агентства GEOMETRICAL.
Авторы проекта рассказывают, что модель не просто фантазия или приблизительное воссоздание, а довольно точная виртуальная реконструкция, основанная на доступных документах.
– Это нетривиальная задача: воссоздать утраченные элементы, сделать новый реставрационный проект потом отобразить его в трехмерной геометрии и облегчить модель, чтобы ее можно было легко посмотреть в браузере – рассказывает Макс Воротников. – Мы объединили архитекторов, разработчиков интерактивных приложений и реставраторов, чтобы результат получился максимально качественным. Можно сказать, у нас получилось создать собственную гибкую методологию, как из пачки старых чертежей на бумаге в короткие сроки восстановить объект. Сейчас это наиболее корректное изображение этого дом.
Главным консультантом по истории и архитектуре здания выступил Николай Аввакумов, художник, архитектор, с детства связанный с этим домом человек. Дело в том, что много лет назад, Николай, будучи учеником художественной школы, следил за уходящей в небытие Немецкой слободой. В рамках художественного проекта, а точнее, чтобы привлечь внимание к проблеме, он создал макет здания. С годами Николай Аввакумов не забыл Немецкую слободу, а наоборот, стал одним из активистов по защите старой Москвы.
– Работа была очень сложная, – рассказал Metro Николай Аввакумов. – Надеюсь, модель привлечёт внимание к судьбе дома. Известно, что у дома есть собственник, заказан проект реставрации. Хотелось бы, чтобы реставрационные работы на памятнике были проведены на должном профессиональном научном уровне.
Сейчас команда работает над публикацией приложения с режимом AR, которое будет доступно в следующем месяце для многих смартфонов и планшетов, поддерживающих данную технологию.
С помощью метода цифровой реконструкции дом буквально за несколько месяцев получил обновлённый прежний вид. Но, к сожалению, в действительности так нельзя. Облик палат Анны Монс вызывает скорбь. Но эксперты и, не будет преувеличением сказать, все уважающие город жители надеются, что новый собственник, власти города отнесутся к памятнику со всем вниманием и не дадут дому уйти навсегда в виртуальность.
– Тут действительно возникает ощущение вот этой связи времён удивительной, – подчеркнул Рустам Рахматуллин на презентации модели дополненной реальности. – И когда через столько лет открывается то самое окно возможностей, мне кажется, нужно воспользоваться.