В старинном особняке на улице Радио уже почти два года репетирует оркестр "Солнечные нотки" – единственный в России, где играют музыканты с ментальными нарушениями. Сегодня он объединяет около 70 детей и взрослых с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра.
В следующий раз сочиним песню
Поднимаюсь на второй этаж по деревянной лестнице – там заметное оживление. Репетиция ещё не началась, и каждый увлечён своими делами. Артуру не нашлось места за столом, и он пошёл доедать бутерброд в класс духовых инструментов. Гоша попросил конфету, но, не дождавшись ответа старших, потерял к сладостям всякий интерес. Ефим резко вскочил, чего-то испугавшись, потом смеялся сам над собой – как можно бояться внезапных звуков в помещении, заполненном музыкальными инструментами! Все дружно между собой общаются, смеются, ссорятся и мирятся, не замечая разницы в возрасте.
Когда они начали играть, я не поверила своим ушам: так чисто и слаженно звучали инструменты. Музыканты следовали указаниям дирижёра, правда, флейтист Арслан, один из самых юных участников оркестра, поначалу не мог усидеть на месте: подбегал к дирижёру, спрашивал, в каком произведении есть слова, – очень хотел услышать песню со словами. Но наконец-то взял флейту и подхватил мелодию. Чтобы успокоить друга, сидящие за синтезатором Гоша и Артём пообещали, что в следующий раз сочинят слова: ко всем композициям не успеют, но к вальсам Чайковского и Штрауса что-то непременно придумают.
Кстати, ноты у музыкантов разноцветные, каждой присвоили свой цвет – так легче запоминать партитуру. Сегодня в репертуаре инклюзивного оркестра – произведения Петра Чайковского, Иоганна Штрауса, Поля де Сенневиля и Манфреда Шмитца. С лёгкостью им удаются "Калинка" и "Цыганочка".
Больше, чем музыка
Татьяна Орехова создала оркестр "Солнечные нотки" 10 лет назад. Такая идея появилась после того, как у неё родилась младшая дочь Мария с синдромом Дауна. Маша начала играть в оркестре в 5 лет, сейчас ей 15, и многие дети также выросли в оркестре – во всех смыслах.
Ольга Зорина с 16-летним сыном приезжает сюда с другого конца Москвы уже два года. Дмитрий – пианист с аутизмом, из-за плохо развитой речи ему трудно общаться с людьми, но ещё в детстве его взяли без экзаменов в районную Школу искусств за идеальный слух.
– Но в Школе искусств он занимается индивидуально с педагогом, никого не подпускает к себе, когда играет, – рассказала Metro Ольга Зорина. – А в оркестре Дима становится другим, в нём он учится слушать других и ждать свою партию.
Примечателен в оркестре и темноволосый парень Артур, он мультиинструменталист: сначала он играл на ксилофоне, потом исполнил партию на духовых инструментах, а закончил репетицию, сидя за синтезатором.
– Когда у Ани родился Артур, ей сказали: "Оставьте его в роддоме, всё равно мальчик безнадёжный". Аня не поверила ни на секунду, – рассказывает Татьяна Орехова. – До 13 лет, пока она не привела его в наш оркестр, Артур не разговаривал, избегал людей. Сейчас ему 16, он стал говорить, играет и на духовых, и на клавишных. Музыка ему речь поставила. Психиатр Артура с изумлением сказал, что такого не бывает.
В оркестр принимают всех желающих, занятия бесплатные. Участники "Солнечных ноток" также учат итальянский язык, музыкальную литературу, занимаются бальными танцами и кулинарией. А недавно ещё и организовали театральную студию.
– Я хотела, чтобы мы вызывали не жалость, а восхищение, – призналась руководитель оркестра.
И это желание уже сбылось. Потому что без восхищения смотреть на то, как "особенные" музыканты исполняют бессмертный хит группы Queen – We are the Champions – просто невозможно.
До 23 апреля в Москве проходит пятый фестиваль “Солнечная музыка”, в рамках которого на разных площадках выступят инклюзивные коллективы из России, Армении, Белоруссии, Молдовы и Ирана. Подробности и расписание на сайте оркестра www.sunnynotes.ru