Оператор, умеющий предсказывать погоду, рассказал о сложностях профессии

В рубрике "Молоко за вредность" оператор "Тайн перевала Дятлова" рассказал об изнанке профессии. Денис Аларкон Рамирес – член жюри фестиваля "Горький fest" в Нижнем Новгороде. Мастер рассказал, как ему важно быть на одной волне с высшими силами и уметь адаптироваться
Оператор, умеющий предсказывать погоду, рассказал о сложностях профессии
Кинопоиск
Оператор – своего рода шаман и маг

"Самая большая боль российских операторов — это погода. Неслучайно Голливуд построен в Лос-Анджелесе, где солнце светит больше 300 дней в году. Можно чётко планировать работу. В наших широтах это совершенно невозможно. Перемены погоды на съёмках приобретают даже метафизический смысл, это становится как будто провидением. Много раз было, что мы расчитывали на солнце, но вмешивалась погода, вдруг начинался град. Но иногда сцена получалась даже интереснее, чем была задумана. 

Признаюсь, я уже больше 25 лет живу по календарю индейцев майя, они мне очень помогают предсказывать погоду. Я не всегда могу влиять на съёмочные планы, но уже выработались свои приметы, ритуалы, полушаманские вещи, которые дают возможность ко всему быть готовым. По-другому не объяснить, почему в августе вдруг идёт снег. Или наоборот, происходит чудо, и, как по заказу, тучи расходятся и выходит солнце.  

Я выработал свои приметы, ритуалы, полушаманские вещи, которые дают возможность ко всему быть готовым
Денис Аларкон Рамирес, оператор


Наша работа подразумевает экспедиции, которые иногда бывают опасными. Мы стараемся следить за техникой безопасности, но случается, что по собственной неосторожности, желанию снять эксклюзивный кадр, залезть куда-то не туда, совершаешь ошибки. У меня была неприятная история на съёмках "Тайны перевала Дятлова". Я делал её с голливудским режиссёром Ренни Харлином, который снимал "Крепкого орешка". 

Мы были в Кировске, в Мурманской области. Нам нужна была зимняя фактура, много снега, горы. И один из эпизодов снимали на  руднике. Я в какой-то момент увидел интересный ракурс и побежал по снегу, по сугробам. Я бегу, а с нами был работник этого рудника, и он мне закричал: "Куда вы? Там обрыв!" То есть ещё немного и я мог бы упасть в шахту глубиной 200 метров, которая была присыпана снегом.

Опасность, конечно, лежит внутри нас самих, когда мы в азарте, в кураже. Много операторов, которые готовы на всё ради кино, но надо быть предельно аккуратными. Ужасная история произошла с гибелью оператора в Голливуде, когда Алек Болдуин случайно выстрелил из настоящего оружия. Поэтому всё, что связано с военными фильмами, с боевиками требует особой внимательности от всей группы. 

Ну, и конечно, наша работа завязана на актёрах. Тут тоже надо быть готовым ко всему. Человек может прийти невыспавшимся, с плохим самочувствием. Не буду называть имён, но однажды мы снимали очень известного актёра. И мы с режиссёром скадровали сцену,  как он появится эффектно ­– выйдет в плаще, будет крупный план.

А актёр приходит на площадку и говорит: "Понимаете, у меня вылез герпес". Причём вылез в таком месте, что не спрячешь. И мы поменяли всю сцену. Посадили актёра в тень, всё спрятали, получилось даже интереснее. Главное, уметь пользоваться знаками судьбы. Это как с погодой - ты приходишь, придумав себе идеальную картину, но нужно уметь адаптироваться. Порой жизнь предлагает более оригинальные ходы, и важно от этого не закрываться".