Metro поговорило с фотографом о том, как прошёл рискованный заплыв, был ли "план Б", и выяснило, какие истории рассказывают Михаилу его модели.
Подводная съёмка давно стала для Михаила родной стихией, он снимал и китов, и морских котиков, и даже акул, но вот в гости к бегемотам фотограф рискнул отправиться впервые.
– Кадр с ними зрел довольно долго. Сначала, в путешествии по ЮАР, я случайно нашёл озеро с прозрачной солёной водой. Как раз в нём и жили эти бегемоты, – рассказывает он Metro. – Позже я вернулся туда, снимал на подводный дрон. И заодно наблюдал, как они на него реагируют.
Эксперименты с дроном продолжались около года. Вопреки представлениям об агрессивном поведении бегемотов они реагировали довольно спокойно. Это и вселило в фотографа надежду, что он может взять фотоаппарат и сам отправиться к ним в воду, чтобы сделать драгоценные кадры "с рук".
– Я решил, что не должны они в общем-то на меня напасть, и так и произошло, – вспоминает Михаил. – Вся съёмка заняла примерно одну минуту, я зашёл в воду, доплыл до них, 20 секунд пробыл с ними, сделал серию, а потом они пошли куда-то в сторону, и я вернулся на лодку.
Главным гарантом безопасности для фотографа были только его наблюдения – и надежда на то, что бегемоты, кстати мама и два её детёныша, не приготовили ему никаких сюрпризов. Но был, конечно, и "план Б"...
– Неподалёку была лодка, а у меня перед собой была небольшая камера, которую я случае чего мог бы оставить между мной и бегемотами. Они бы какое-то время потратили на её изучение, – с улыбкой рассуждает Михаил. – Плюс бегемоты быстро передвигаются под водой, бегая по дну, но преимущественно по прямой, а я в ластах должен был быть манёвреннее.
К счастью, эти знания не пригодились. И кадр, признаётся Михаил, он специально берёг для конкурса. Сделав его, фотограф сразу понял, что снимок получился именно в подходящем конкурсу "загадочном стиле", – и не ошибся. Надо сказать, Михаил взял самую «свою» номинацию. Именно с подводной съёмки он пришёл в фотографию и сразу нашёл в ней себя, что в общем-то бывает довольно редко. Это сложный жанр, не каждому он по силам и по вкусу.
– В такой съёмке много нюансов: надо уверенно чувствовать себя в воде с камерой, чувствовать поведение животных и понимать их, интуитивно выбирать композицию, потому что обычно всё происходит довольно быстро, – рассказывает он. – Но у меня как-то быстро это всё начало получаться. Мне вообще нравится быть в воде, и там всегда такие необычные краски, освещение... Кадры могут получиться совершенно непредсказуемые, потому что пару секунд назад был один свет, а теперь всё иначе. И это классно! В воде можно получить красивый, интересный результат.
Таким же изменчивым может быть и характер морских обитателей. Они все разные, как и люди. Некоторые – невероятно коммуникабельные, любят играть и с удовольствием выходят на контакт. А некоторые дают серьёзную пищу для размышлений.
– Конечно, коммуникабельные они не всегда, но бывают настоящие контакты, когда даже удаётся о чём-то поговорить. Например, я как-то встретил кашалота, и он мне принёс пластиковый пакет, – вспоминает Михаил. – Принёс его мне, отдал, говорит, забери его отсюда – это ваши сородичи тут намусорили, нам это тут не нужно!