Время было такое
21 января 1775 года (278 лет назад) на плаху взошёл самозванный император Пётр III, зачинщик крестьянской войны Емельян Пугачёв. По решению суда его должны были четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города, а затем сжечь. Однако приводить приговор в исполнении палач начал с головы – таково было пожелание Екатерины II.
За два года погромов в Оренбургском крае, на Урале, в Прикамье, Башкирии, части Западной Сибири и Среднем Поволжье от рук бунтовщиков погибло 2846 человек преимущественно дворян. Казаки с крестьянами беспощадно истребляли “власть имущих”. Усадьбы грабили и жгли. В помещиков стреляли, их топили и вешали. Жён забивали дубинами, детей секли саблями, топили в лужах или убивали ударом о стену. Известно о расправе над 64 младенцами.
На взгляд историка Николая Промыслова, это соответствовало духу времени.
– Пугачёв как минимум не сдерживал своих соратников, а где-то и подхлёстывал, считая это методом ведения войны, – говорит он Metro. – Вряд ли мы из сегодняшнего дня можем посчитать это необходимым, но тогда войны вообще велись кровавым образом. Жителей взятых городов не жалели.
С простолюдинами Емельян тоже не церемонился. Он лично присутствовал на четвертовании Якова, дворового человека казачьего старшины, выступавшего против восстания.
– Четвертовали и в предыдущие столетия, и в 18-м веке практиковались публичные казни с пролитием крови, – комментирует Промыслов.
Прости, народ православный!
Раскаяние схваченных бунтовщиков на допросе, по мнению историка, тоже было характерно для “святой Руси”. Известно, что они винили друг друга в совершённых зверствах. Сам Емельян говорил, что зависел от своих приспешников и действовал им в угоду. А те утверждали, что боялись предводителя.
– Все они так или иначе были людьми верующими. Большинство христиане, часть мусульмане. Убийство в любой религии – это грех, особенно по отношению к людям беззащитным. Конечно, постфактум смутьяны пытались и оправдаться, и объясниться. Такое поведение вполне в духе времени. Можно вспомнить Иоанна IV, который за свои казни тоже каялся, видимо, очень искренне, – рассказывает Промыслов.
Эксперт воздерживается навешивать ярлык на Пугачёва как на однозначного изверга.
– Поскольку историю пишут победители, воспоминаниями делились дворяне, военные – те, кого он гнал. Конечно, о нём отзывались как о страшном кровожадном убийце. В принципе это всё оправдано. Но надо учитывать, что это писали его противники.
Говоря об отношении к Пугачёву простого народа, Промыслов привёл предание, что приговор ему смягчила вовсе не императрица:
– Существует легенда, что это была инициатива палача, который, боясь, что вдруг это и правда император Пётр III, сначала отрубил ему голову, чтобы не мучился, а потом всё остальное.
Вместо сердца пламенный мотор
Мы предложили нескольким физиогномистам дать характеристику Емельяна Пугачёва, а чтобы предводителя русского бунта нельзя было узнать, мы предложили распознать характер героя “по частям” лица.
Вызов принял Артём Павлов. При этом он отметил, что связать отдельные черты лица и поведение нельзя.
– Отдельный признак является характеристикой, а психотип – это более сложная структура, которая состоит из 5–7 доминирующих признаков, – пояснил Павлов.
На суд физиогномиста мы предоставили мозаику из пяти частей прижизненного портрета Пугачёва.
– Низкий лоб – это экспрессивность, импульсивность, необдуманная активность. Тонкая спинка носа свидетельствует о низкой стрессоустойчивости. Но при этом отсутствие птоза (нависающего века), то есть широко открытые глаза, указывают на отсутствие когнитивного диссонанса, проще говоря, человек абсолютно уверен в своих действиях. Прямые плотные брови свойственны людям практичным, – сделал выводы эксперт.
Затем эксперт оценил составленные вместе черты лица.
– Итак, получаем: человек не имеет сомнений в своей правоте и, что называется, “топит” за свою идею, – говорит Павлов
Далее идёт определение самой личности.
– Этот психотип очень напоминает великого инквизитора. Слабая рефлексия, человек абсолютно верующий. Единожды взяв себе в качестве жизненной парадигмы какую-то идею, этот человек свято верит в неё, верит в то, что он прав. Такой “Бич Божий”. Он абсолютно отвергает и отметает всё иное. Кто бы ему что ни сказал, для него это всё не значимо. Он адепт единой цели. И ради неё действует совершенно бескомпромиссно.
Павлов слабо верит в то, что этот человек склонен к раскаянию.
– Когда люди много делают что-то, что неприятно другим, они могут сомневаться и переживать. У этого человека нет ни грамма сомнений в своей правоте.
Физиогномист выдвигает несколько версий, кем может быть прототип с портрета.
– У него сильный самоконтроль, человек посвящает себя служению какой-то цели, абсолютно не думая о затратах и выгодах. Если он руководитель, предводитель, воин, то, конечно, он служит идее. Он мог быть рыцарем, злодеем, великим инквизитором. Человек сосредоточенный, посвящающий себя и свои силы определённым целям, в которые он верит. Вокруг этого весь его мир и вращается.