О том, что его компания вот-вот получит разрешение на испытания на людях Маск говорил на протяжении последних пяти лет. И когда это всё же произошло, в Neuralink заявили, что "случившееся – результат невероятной работы команды и это важный шаг, который позволит помочь многим людям".
В феврале 2021 года прошло испытание чипа на обезьянах. А уже в апреле стартап Маска показал ролик с девятилетней макакой Пейджер, способной играть в видеоигры благодаря вживлённому в ее мозг чипу. На видео показано, как обезьяна с помощью джойстика играет в игру, где ей нужно перемещать курсор вслед за оранжевым квадратом. После этого у обезьяны убрали джойстик и включили игру MindPong (симулятор пинг-понга), в которой она управляла и контролировала внутриигровые действия своим разумом с помощью вживленных нейронных нитей.
Как пишет Reuters, испытания на обезьянах проводились в спешке, вызывая ненужные страдания и смерть животных, в том числе из-за желания Маска ускорить разработку технологии. За время экспериментов с 2018 года погибло около 1 500 животных.
Стартап Neuralink Илон Маск создал в 2016 году для объединения усилий ведущих специалистов в области разработки нейроинтерфейсов (технология для обмена информацией между мозгом и внешним устройством: компьютером, смартфоном, экзоскелетом или протезом).
Одной из целей Маск ставит создание чипов, способных лечить серьёзные заболевания головного мозга. В перспективе нейроинтерфейсы, по задумке Маска, "позволят человеку стать киборгом, способным противостоять искусственному интеллекту, а также помогут людям научиться управлять компьютером при помощи силы мысли".
Как рассказал Metro нейробиолог, профессор университета "Сколтех" Филипп Хайтович, эксперименты Маска с людьми имеют право на существование, потому что те технологии, которыми учёные пользуются до сих пор (когда в мозг вставляют электроды), себя уже исчерпали и не позволяют получить обширную и точную информацию.
Эксперт подчеркнул, что чипы также помогут понять, на что реагирует та или иная аудитория.
– Например, сейчас рекламные ролики тестируют на фокус-группах. На подопытных надевают специальные шапочки, которые отслеживают активность мозга. Следят и за движениями глаз. Конечно, если бы можно было воткнуть тем же добровольцам чип в мозг, то рекламу можно было бы сделать более эффективной. Потому что было бы понятно, что больше всего "цепляет" человека.
Коллега Хайтовича – нейробиолог и биохимик, научный сотрудник Мюнхенского университета Данис Краузе – придерживается другой точки зрения.
– Эти опыты могут обернуться катастрофой не только для добровольцев, которые, скорей всего, будут из числа сильно страдающих людей, не способных к самообслуживанию. Нервы их близких тоже будут взвинчены до предела, потому что я сомневаюсь, что договор на участие в экспериментах будет подразумевать полную конфиденциальность. И если что-то пойдёт не так, вряд ли родственникам расскажут, как всё произошло. А это потенциальные судебные разбирательства и имиджевые потери уже для самого Маска, – подчеркнул он. – В целом я считаю подход Маска негуманным, потому что он желает, чтобы сознание больше не являлось нашей комфортной ширмой от воздействия внешнего мира. Ведь наши мысли у нас пока никто не может отнять. А вот Маск хочет. И это ужасно.
Читайте также: Искусственный интеллект научился читать мысли