Храм Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах
"Удивительно красивый, переживший московский пожар храм конца XVIII – начала XIX века, построенный парижанином Никола (Николаем Николаевичем) Леграном. Вид из Большого Лёвшинского переулка. Старая фотография сделана в 30-е годы XX века, новая – 18.01.2022 года".
Вид из Большого Власьевского переулка
"Старая фотография сделана в первой четверти XX века Эмилием Владимировичем Готье-Дюфайе. Новая – 18.01.2022 года, Олегом Юрьевичем Робиновым. На старом фото в перспективе переулка виден снесённый храм Покрова Пресвятой Богородицы в Лёвшине".
Вид из Пречистенского переулка
"А точнее, Пречистенский переулок. Когда Э. В. Готье-Дюфайе делал фото в XX веке, он назывался Мёртвым". Возможно, по фамилии владелицы Ф. Б. Мертваго – или из-за смертей эпидемии холеры в XIX веке, а может, из-за того, что был тупиковым.
Сеченовский переулок
"Слева на Пречистенку выходит флигель усадьбы Дениса Давыдова. Справа – дом Долгоруковых, ныне часть Академии художеств. Первое фото сделано в 30-е годы XX века, второе – в январе 2022-го".
Московское пожарное депо (Пречистенка, 22/2)
"Прекрасное здание в стиле классицизма. Самая старинная часть – первые два этажа. Дом был построен в 1764 году. В 1835 году здание перешло в казну, и в нём было размещено Центральное пожарное депо. В 1843 году на здании построили пожарную каланчу: лёгкую высокую башню, которую демонтировали в 1930 году".
Эксперт
Олег Робинов, искусствовед, автор проекта "Было/Стало": "Хамовники сейчас меняются, но в СССР они менялись кардинальнее и быстрее, как и весь центр Москвы. Общество охраны памятников тогда было под значительной государственной цензурой. Я могу привести в пример случай с храмом Симеона Столпника на Поварской улице. Мимо него однажды проезжал первый секретарь московского горкома Гришин. Он увидел кресты и велел снять. Их тут же срезали автогеном. Позже установили другие кресты, но они маленькие и нарушают пропорции храма.
Старой Москвы давно нет. Мой отец, 1948 года рождения, застал её, он рос в районе Мещанской слободы. Есть закрытые ансамбли или дворики, которые выглядят почти как раньше. Вот об их сохранении речь и идёт. Я был очень рад, когда восстановили каланчу на Комсомольском проспекте. Радуюсь, когда восстанавливают церкви, вокруг которых и формировался городской ансамбль. Сейчас есть большое увлечение московским модерном. И часто москвичи противятся восстановлению храмов рядом с модерновыми домами. Но архитекторы модерна как раз и ориентировались на эти храмы. И, только восстановив их, мы увидим картину Москвы целиком. Иначе это всё равно что восхищаться картинами Айвазовского, рассматривая корабли, но не видя моря.
Я считаю, что между градостроителями, жителями и активистами должна быть дискуссия как за изменение Москвы, так и за её сохранение. Соцсети – отличная площадка для дискуссий."
НОВЫЙ КОНКУРС METRO "ДВА КАДРА"
Найдите снимок старой Москвы в вашем альбоме и сделайте фото этого же места сейчас. Расскажите нам, как оно изменилось, и поделитесь воспоминаниями о нём. Чем этот кусочек столицы вам дорог? Присылайте снимки на почту konkurs@gazetametro.ru с пометкой МОСКВА.