Главные герои "Блиндажа" – современный русский парень Сергей (Александр Метёлкин) и немец Пауль (Даниэль Литтау). На полях былых сражений два друга в поисках ценного раритета однажды находят старый, засыпанный землёй блиндаж. Через него парни попадают в 1941 год, сталкиваясь лицом к лицу с бойцами, чьи имена они ещё утром видели на могилах... "Попаданство" – популярный приём для фантастических фильмов, в том числе для военных драм.
– Меня не смущает, что "Мы из будущего" уже были. Драм про любовь сколько снято? – Спокойно отвечает режиссёр "Блиндажа" Марк Горобец. – В любом жанре есть свои приёмы. В фантастическом кино – тоже. Даже в "Гарри Поттере" они попадают в другой мир, пройдя через стену на вокзальной платформе. Приём, может, и похож, но такой истории, как наша, – про русского и немца, перемещённых вот в такое время и в такие обстоятельства, – такого не было ещё никогда.
Псковские леса помогают
По сюжету фантастическое перемещение случилось с героями в лесах недалеко от "Саур-Могилы", кургана в Донецкой области. Съёмки там, в знаменитом мемориальном комплексе, тоже были, но основные бои развернулись в лесах под Псковом. Как рассказала художник-постановщик Анна Стрельникова, задача была снять в мае-июне сентябрь 41-го, а поэтому искали подходящий лес, чтобы он не выдал время года. Были варианты в Карелии, в Ленинградской области, но остановились на Пскове с его прозрачном лесом с корабельными соснами, без кустарников и с песчаной землёй, покрытой в основном только мхом.
К месту съёмки мы долго пробирались по лесным дорогам. Когда увидели гору автомобильных шин, поняли, что мы уже где-то рядом.
– Шины нужны для тёмного дыма на съёмках, – объяснил директор съёмочной группы Олег Волков. – Здесь около тонны этих шин – по всему городу скупали. 1,5 тысячи шин точно для съёмок достали.
– Народ не пугается дыма и взрывов из леса? – спрашиваю я.
– У нас на подъезде к лесу и ещё в нескольких местах таблички специальные развешаны, мол, снимается кино, не волнуйтесь, при дополнительных вопросах звоните по такому-то номеру, – ответил наш провожатый. – Оповещали ещё по местным СМИ о съёмках, чтобы никто не испугался залпов и стрельбы.
Хотя, плюсы от шумной работы тоже были. В псковских лесах много всякой живности – от змей до медведей. Ребята из съёмочной группы рассказали, что поначалу видели и тех, и других, но близко животные не подходят.
– Такого шума мы тут наделали, что они ушли далеко и надолго, – пошутил Александр Метёлкин. – Разве что комары ничего не боятся. Но нас они уже не кусают. Всё выпили!
Армейский опыт закалил
По словам Александра Метёлкина, больше всего в сценарии фильма его привлекла история дружбы между русским и немцем.
– Интересно закинуть представителей двух народов в обстоятельства, когда эти два народа враждуют, – рассказал исполнитель главной роли. – Все войны рано или поздно заканчиваются. Мир наступает неизбежно, и неизбежно народы начинают общаться вновь и дружить тоже. Человеческое всегда оказывается выше любых бед и конфликтов.
Александра мы поймали на площадке ещё до грима. Он шёл к своему вагончику, опираясь на деревянную палку.
– Немного ногу повредил. В съёмочной группе прозвали "бабулькой", – с улыбкой рассказал актёр, поглаживая палку рукой с грязью под ногтями. – Это так грим въелся – не отмывается.
Для Метёлкина это первая большая военная картина.
– Когда я 13 лет назад служил в армии, в спецназе ГРУ, представлял себе: вот бы сейчас с этим автоматом в военном фильме сниматься. Мечта сбылась, – говорит актёр. – Я каждый съёмочный день возвращаюсь к своему армейскому опыту. Он очень помогает не жаловаться на усталость, ведь тут и физически, и эмоционально сложно приходится.
Напарником Александра в картине стал немецкий актёр Даниэль Литтау, для которого очень близка история СССР, ведь его мама родилась в Казахстане, а папа – в Узбекистане. Мама его отца была немкой, которая во время войны в Берлине влюбилась в советского солдата и пешком бежала с ним в СССР.
– Даниэль – прекрасный актёр. Я рад, что мы его нашли, – рассказал режиссёр Марк Горобец. – С Сашей они очень подружились. Конечно, Санечка попоил Даниэля водкой, сводил в баню, научил кричать: "За отечество!" Пришлось Дане пережить и вопросы типа: "Ну, что теперь будешь праздновать 9 мая?" Он, кстати, ответил: "Да, люблю этот праздник".
Секреты "Блиндажа"
Два месяца выбранное в псковских лесах место готовили к съёмкам. Сначала художник-постановщик, режиссёр и оператор разрабатывали план будущего блиндажа: вручную был изготовлен макет, продуманы все его изгибы и выходы.
– В сентябре 1941 года ещё не было окопов ни у русских, ни у немцев. Мы шли от сценария и придумали, что наши герои, советские войны, использовали окопы, оставшиеся ещё с финской войны. Они их доукрепили и начали в них воевать. Укрепления поэтому строили в стилистике финских окопов, – рассказала художник-постановщик Анна Стрельникова. – Псковский лес помог с материалом – использовали местную сосну для строительства. Благодаря тому, что здесь песчаная почва, было достаточно легко и быстро копать.
Окопы, по словам режиссёра, специально делали "не в полный рост".
– Нужно было постоянно пригибаться. Неудобное положение актёров и вот эта согнутость были важны для картины, – уверяет Марк Горобец. – Наш оператор шутил, что теперь смог бы сдать любые нормативы по ходьбе "гуськом".
Старый засыпанный окоп, ставший для героев порталом в прошлое, строить не пришлось – его нашли недалеко от выбранного места съёмок. Этот окоп остался со времён Великой Отечественной войны. Для съёмочной группы это стало важным знаком и символом.
На поле, где снимали большие сражения, было сожжено много травы и деревьев, песок смешивали с чёрной краской для создания нужного эффекта.
– Танки мы пригнали из города Медынь в Московской области, где находится киностудия "ВоенФильм", которая снабжает все фильмы о войне. Танки предоставили уже с танкистами, которые прекрасно всё отработали и уехали, – уточнила Анна Стрельникова. – С массовкой тоже проблем не было: собрали её из местных жителей, все оказались прекрасными и сговорчивыми ребятами. Никто не спорил, что в кадр не попал, прекрасно играли и трупы, и "кровью" себя давали обливать. Были в массовке и настоящие военные, которые в боях смотрелись очень убедительно и знали, что и как делать.