Вплоть до 20 апреля – дня окончания Битвы под Москвой, мы будем публиковать письма, которые бойцы Красной армии писали своим родным и друзьям. Их авторы 80 лет назад, с сентября 1941-го до апреля 1942-го, находились на подступах к столице. Именно они сначала отстояли Москву, а потом погнали гитлеровские войска.
Кому: жене Дусе и сыновьям
От: Цепелёва И. С.
5.12.41
Здравствуй, милая Дуся и дорогие милые мои сыночки. Крепко-крепко целую всех вас. Ваш папа.
Дорогая Дуся, я вам бесконечно писал писем и ни одного ответа от вас, в чём дело? Хотя бы несколько слов сообщили, как ваше здоровье и как вы живёте, а то, может быть, убьют меня и не буду даже знать, как вы устроились. Сейчас я решил послать вам письмо через наркомат с нарочным.
Дуся, мне иногда удаётся говорить по телефону с наркоматом, я всё время прошу, чтобы узнали, как вы живёте. Мне передали в последний раз, что живёте вы все с дорогими сыночками вместе. А всё-таки я не верю, пока сам не получу от вас письмо.
Дуся, в Москве я был только всего два раза: одну ночь я ночевал в своей холодной квартире один и согревался разным тряпьём своих дорогих милых деток. Мне было тепло и вместе с тем очень тяжело. Переживал, не спал, мучился, болел.
Таня тоже от вас не получает ни одного письма, она всё время на трудовом фронте. Я её ни разу не видел. Квартира в порядке. Дал 45 рублей товарищу Блохиной и просил уплатить.
Дуся, меня беспокоит вопрос: получаешь ли ты мою зарплату?
Дуся, я здесь зарплату не получаю. Посылаю тебе через наркомат немного денег – 250 рублей. Больше у меня нет, эти деньги остались, которые я брал из дому, когда уезжал, а теперь, наверное, пока что мне деньги не понадобятся. А то они могут пропасть со мной.
Ещё, Дуся, вместе с деньгами посылаю тебе кое-какие документы: справку, что я служу, может быть, понадобится, профбилет, трудовую книжку – с ней зайди в местком, и пускай в ней запишут, что я 16 октября 1941 года добровольцем ушёл в Красную армию, а потом книжку убери. Ещё посылаю профбилет и удостоверение личности наркомата. Все документы уберите, а на память посылаю вам последние фотокарточки. Теперь у меня остался один документ, партбилет, который храню как зеницу ока, пока ещё я жив.
Дуся, живу я хорошо, сегодня даже мылся в душе. В одной кочегарке сплю, не раздевался уже давно. Всё хорошо, но одно плохо – в бой пока не пускают. Очень обидно, как хочется быстрее отомстить проклятым врагам за все их зверства. Ну теперь уже скоро столкнёмся, впереди нас день и ночь идёт беспрерывная стрельба, расстояние между нами и врагом всё меньше и меньше. Встретиться можем каждый час. Мы приложим все наши силы и знания, чтобы защитить родную Москву от фашистской нечисти.
Эх, как жаль, что мои дорогие сыночки ещё маленькие, а то мы вместе бы уничтожили любых врагов.
Ну, желаю вам всего хорошего, а главное – здоровья, много-много раз целую вас.
Привет всем знакомым, передай боевой привет членам месткома и скажи им, что больно скоро они забыли про меня, ничего не пишут. Я им писал.
Мой адрес:
Действующая армия, полевая почтовая станция 261, 3/т, московских рабочих 2-й батальон, Цепелёву И. С.
Пусть все узнают о вашем защитнике Москвы
Уважаемые читатели! Если кто-то из ваших родных и близких воевал под Москвой и у вас сохранились письма тех лет, мы с удовольствием опубликуем их в одном из наших номеров. И это необязательно должны быть письма бойца домой, не менее интересно узнавать, что писали на передовую те, кто ковал Победу в тылу, кто ждал и верил в Победу! Если в вашем домашнем архиве есть подобные документы и вы хотите, чтобы частичка истории ваших близких попала на страницы Metro, пишите и присылайте фото писем на электронный адрес internet@ gazetametro.ru. В теме письма укажите: "Письмо с фронта".
Другие письма читайте ЗДЕСЬ.