Не доезжая нескольких километров до деревни Нижние Подгоричи в Калужской области, за окнами автомобиля начинаешь видеть знакомый по "Жукам" пейзаж: плавно стелющийся до горизонта зелёный ковёр с живописно разбросанными по нему кудрявыми деревьями и кустарниками. Начав в восхищении на него таращиться, вскоре понимаешь, каким именно образом ищущий натуру для сериала скаут больше шести лет назад обнаружил надёжно упрятанное за несколькими поворотами большой дороги село: этот пейзаж затягивает в себя, как уходящая в водосток вода, отнимая способность двигаться вспять.
– Великий Рогожкин говорил: если в фильме есть природа, то это 30% успеха картины, – поясняет нам магию места под щедро раскинувшей над нами ветви яблоней одетый в чёрную рясу Виктор Бычков, он же отец Александр. – Одна церковь чего стоит!
Не сговариваясь, через некоторое время то же самое говорит нам и режиссёр Максим Пешков, сидя с нами у стены той самой церкви.
– Когда мы увидели это место, то оно сразу попало нам в сердечко и мы поняли, что всё, что мы задумали, станет только сильнее, – рассказывает Пешков. – Любой сценарий – он, как молодой атлет: сухой поначалу, он постепенно "оживает" во время съёмок. То, что написано в одну строчку, в процессе работы становится всё объёмнее. А когда ты приезжаешь сюда и видишь эту залитую туманом долину, то всё меняется глобально: тебя пронизывает невероятная энергетика этого места.
Полуразрушенная Никольская церковь, возле которой мы разговариваем и в которой сегодня снимают один из ключевых эпизодов четвёртого сезона "Жуков", видна не только из любой точки села, но и далеко окрест: она построена на пригорке, постепенно скатывающемся в ту самую залитую туманом, волшебную по красоте долину, которую мы видим на заставке сериала.
У церкви после начала съёмок началась новая жизнь, как и у села в целом, к которому съёмочная группа насыпала целую дорогу и добилась того, что теперь здесь стабильная мобильная связь. Когда-то церковь пострадала от удара молнии (трещина от неё хорошо видна), лишилась купола и поросла деревьями, но вот уже шесть лет это, вероятно, самая многолюдная и популярная из заброшенных церквей. В ней теперь не только снимают кино, но и проводят службы. Съёмочная группа постелила здесь дощатый пол, побелила стены и сделала потолок. На побелённых стенах – несколько небольших икон и церковная утварь – это реквизит с "Мосфильма", впрочем, неотличимый от настоящего, церковного.
Сегодня здесь снимают сцену венчания инвестора Владимира (Игорь Верник) и участковой (Марьяна Спивак).
– В судьбе инвестора прослеживается свойство этой чудо-деревни: "забирать" всех, кто сюда попадает, – рассказывает Максим Пешков. – Весь новый сезон будет очень лиричным и драматичным, потому что все герои становятся более глубокими, что подтверждают и актёры, читая сценарий. То, чего сейчас в кино часто не хватает, – и это очень банально – это хеппи-энд, и для каждого героя он у нас будет. Это фундаментальный посыл, который мы хотим реализовать, – в рамках "Жуков" по-другому невозможно.
Членом съёмочной группы давно стал и местный аист, который с началом жужжания коптера немедленно занимает своё место на колокольне. Коптера аист, судя по всему, не только не боится, а, напротив, охотно перед ним красуется, благодаря своему интересу став самым настоящим, а не нарисованным, как кто-то мог подумать, элементом заставки сериала.
– Можно начинать обниматься, – командует из палатки с мониторами и ассистентами Пешков.
На плейбэке видно, как Владимир (герой Игоря Верника) по очереди обнимает всех пришедших на его венчание. Возле режиссёрской палатки – ящик с оплавленными восковыми свечами: всё, как на настоящей церемонии. Из церкви то и дело доносится хохот. На площадке сегодня буквально сошлись все звёзды: в кадре все 14 ключевых героя сериала.
– Когда собираются 14–16 артистов, для меня как режиссёра это, конечно, ад, но для них это счастье, они как в детский лагерь приезжают, – поясняет Пешков.
Где-то через час после этих слов не слышавшие режиссёрской реплики артисты рассаживаются в круг на траве на складных стульях, чтобы порепетировать сцену свадебного застолья, и подтверждают его слова одним своим видом. Вдруг возникает ощущение, что никакой грани между счастливыми, собравшимися на венчание героями и играющими их артистами нет, что всё экранное счастье – это их настоящая жизнь тоже, полная любви, дружбы и приязни.
– Когда мы встречаемся на площадке всем актёрским составом, то для многих из нас это дни смеха, любви, позитива и ощущения полного счастья от того, что мы снова вместе работаем, – говорит Вадим Дубровин. – "Жуки" продолжают для нас быть очень светлыми, домашними и какими-то родными.
И если даже закоренелых циников не убедили эти слова, дальше мы получаем реальное подтверждение отсутствия границ между магией географического и сценарного мест. Все, кто смотрел сериал, помнят, как много в нём комических эпизодов, в которых герои получают многочисленные телесные повреждения и остаются живы. "Это терапевтическое свойство "Жуков", которые всех реанимируют", – ранее пояснил нам режиссёр. Но тут, на траве в кругу артистов, мы получаем фактическое подтверждение терапевтической силы Нижних Подгоричей.
– Сегодня я сел на стул, а он вдруг подо мной сложился, и в его тисках оказался мой палец. Это было возле церкви: я посмотрел на неё и услышал оттуда голос: "Не сегодня", – под хохот артистов рассказывает Владимир Епифанцев. – Нет ни перелома, ни опухоли.
– Терапевтическое свойство этой уникальной земли, – тут же повторяет Пешков.
– Здесь невозможно погибнуть, – строго, без тени улыбки, продолжает Епифанцев. – Я и Максим Лагашкин – тому доказательство, потому что я упал на него.
Как рассказывает Максим Пешков, когда проект только начинался, хотели снимать нечто в духе картин Кустурицы: "Но в конечном счёте мы поняли, что и место, и природа, и наш ансамбль, и люди, и судьбы – они нас победили в хорошем смысле этого слова".
– Мы начали писать сценарий 8 лет назад, и я был другим человеком, – рассказывает Максим. – Мы не пишем технически, а живём: у нас небольшая авторская группа, поэтому получается, что мы очень сильно транслируем себя в то, что делаем. Честно могу сказать, что такое количество раз, как до сегодняшнего дня, я не плакал ни в одном сезоне, глядя на монитор на плейбэке. Режиссёр чернового монтажа тоже мне пишет: что вы делаете, я взрослый мужик, я обревелся – и это всё абсолютно искренне. Начиная проект, мы не могли себе представить, что всё это дойдёт до таких высказываний.
"Жуки" оказались проектом, который изменил жизнь всех занятых в нём артистов: Вячеслав Чепурченко, Вадим Дубровин, Павел Комаров, Елизавета Гончаренко и Дарья Алыпова стали сниматься так много, что им было непросто собраться на съёмки четвёртого сезона. В их жизни "Жуки" поменяли не только это.
– В первом сезоне я познакомился со своей женой: я ждал поезд в Калугу и встретил её в кафе, – рассказывает Вячеслав Чепурченко. – И в первом же сезоне у меня родились двое детей.
Павел Комаров, который теперь похудел на 53 кг и получает массу вопросов в связи с этим, говорит, что "Жуки" задали для него профессиональный стандарт.
– "Жуки" в каком-то смысле усложнили мою жизнь, потому что стали эталонным проектом, показав, как всё должно быть организовано: как нужно производить контент, как должны работать режиссёр, сценарист, команда, – говорит Павел. – Стало сложно рассматривать другие предложения, которые не соответствуют тому, как были сделаны "Жуки".
Но, пожалуй, самое важное и очень редкое сегодня – сериал получил настоящую народную любовь. Пока идут съёмки эпизода в церкви, в отдалении у забора стоят приехавшие посмотреть на процесс любители сериала. Затерянные в полях Калужской области Нижние Подгоричи находят люди не просто из самых отдалённых мест страны – посмотреть на съёмки приезжали даже из Казахстана.
– Мне в соцсетях недавно пишут: а вы сегодня снимаете? А то мы едем издалека, из Самары, посмотреть, – рассказывает Елизавета Гончаренко.
Виктор Бычков, который так сжился с ролью отца Александра, что случайные люди стали разговаривать с ним как с батюшкой, а настоящие священники дарить ему подарки как коллеге, объясняет секрет народной любви к сериалу просто: "Жуки" несут добро.
– Здесь много о жизни, но не в тёмном свете, а с юмором, и всё очень точно подмечено, – рассуждает Виктор Николаевич. – Люди соскучились по доброму, а здесь именно о добром и не совсем выдумка. Все говорят о сериале только хорошее, я ни разу не слышал плохого. Пока мы год не снимали, даже обида появилась, что мы могли бы за это время что-то хорошее сказать и людям стало бы легче жить. Ведь никто не отменял нашего менторства. Например, человек сел в горящую машину и отвёл её подальше от людей: стали разбираться в причинах поступка, а он, оказывается, смотрел в детстве фильм "Живёт такой парень". Он это не помнит, но в подкорке это сидит. Мы можем заложить правильный или неправильный код. И вот "Жуки" – это момент правильного кода.