Что за чудо чудное?
На днях в судьбе американского техногиганта Apple произошёл кульминационный момент: корпорация впервые представила продукт, с которым раньше никогда не работала. На ежегодной конференции для разработчиков Worldwide Developers Conference 2023 (WWDC 2023) "яблоко" представило очки дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR). Называются они Apple Vision Pro, и увидеть, как они работают, можно в презентации на YouTube-канале компании.
Что собой представляет новинка? Vision Pro – это очки с изогнутым прозрачным 3D-экраном. Вообще, гарнитура очень похожа на горнолыжную маску. Управлять устройством можно с помощью голоса, жестов или движения глаз – к примеру, можно листать книгу, поводив яблоками налево и направо или поморгав.
Очки могут синхронизироваться с телефоном. Функция выглядит любопытной: например, если вам поступает видеозвонок от человека, его можно перевести в поле очков, и тогда вы увидите собеседника прямо перед собой. Некоторые объекты можно "брать" и "помещать" в реальный мир. Это удобно, так как Vision Pro могут превратить любое пространство перед собой в рабочий стол. Также очки поддерживают 3D-видео, в будущем для неё планируют выпускать фильмы, "выходящие" за границы экрана. Согласитесь: бегающий по комнате динозавр – интересное развлечение.
В целом нужно признать, что Apple далеко не первая компания, которая выходит с очками виртуальной реальности. Они есть и Microsoft (называются Hololens), и у Google (Google Glass). Однако так вышло, что зачастую именно "яблочные" задают моду в технике, поэтому и шума вокруг этой новинки много.
А вот оправдан ли шум, мы узнали у специалистов.
Где-то мы уже это видели...
Испаноязычный блогер Йорк Перри, известный в Сети под псевдонимом fayerwayer, считает, что работа над очками началась очень давно.
– Ребята из Купертино работали над этим проектом задолго до пандемии с твёрдой целью составить конкуренцию Oculus Rift, детищу Марка Цукерберга, созданного специально для виртуальной вселенной Meta* (признана экстремистской организацией, запрещена в РФ. – Прим. ред.), – объясняет Metro Йорк Перри. – Ставка ребят из Купертино амбициозна, но она напоминает нам обо всём, что уже предложил Цукерберг, когда рассказал о метавселенной.
Йорк Перри напоминает, что очки выйдут только в 2024 году, и, скорее всего, без доработок не обойдётся. То есть на презентации показали только "черновик".
Из плюсов – Apple Vision Pro помогут смотреть матчи и другие зрелищные мероприятия не выходя из дома. После пандемии этот опыт кажется особенно важным.
Из минусов, считает Йорк Перри, очки не очень удобные. И нормально сидят они, к слову, только на голове взрослого.
А что думают наши эксперты?
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, рассказал Metro, что считает главными недостатками новой технологии.
Цена и аудитория
Apple Visio Pro – это первый блин, причём, вероятнее всего, он будет комом. Причина простая: всё упирается в цену. Покупать сначала начнут в США, где средний доход на домовладение составляет 70 тыс. долларов в год. Нужно учитывать, что семье нужно ещё на жизнь деньги тратить. Стоимость гарнитуры – от 3,5 тысячи. Ещё 800 долларов уйдёт на зарядку и прочее. Итого «игрушка» выйдет 4,5–5 тыс. долларов. Это неподъёмная цена! Гарнитура будет развлечением для богатых. Но им-то она зачем? Если у человека есть большие деньги, наверняка у него уже есть огромный телевизор.
Удобство в использовании
В Apple говорят, в гарнитуре можно ходить весь день. Но давайте честно: час от силы. Сами очки тяжёлые – алюминиевый корпус, встроенная электроника. А задняя часть лёгкая, матерчатая. В итоге очки будут постоянно съезжать, это неудобно. Их надо жёстко крепить. С этой проблемой столкнулись все производители подобных гарнитур. Решают её таким образом: либо создают шлем , либо ставят утяжелители сзади, чтобы конструкция держалась на голове. Но сегодня, я считаю, нет ни одного удобного продукта с точки зрения удобства в носке.
Сценарии использования
Apple обещает, что можно будет работать с разными программами через эту гарнитуру. Я, честно говоря, смысла работать в виртуальном пространстве с документами не вижу совсем. Это выдуманная история от непонимания, как люди работают с бумагами.
Сценарий с развлечениями – более понятная история. Но повторюсь, человек, который может потратить 4-5 тысяч долларов на технику, скорее всего купит новый классный телевизор. У него есть уже другие продукты от Apple, зачем ему ещё и эти очки?
Вообще, стоит сказать, что рынок таких гарнитур падает. Это не будущее, потому что это очень нишевый продукт, который не может стать массовым по определению. Да и контента сегодня для него нет. Вот у меня несколько шлемов, очков, сотни приложений, но у меня нет потребности хотя бы раз в неделю достать эти очки и что-то в них делать. Приходят гости, и те, кто не пробовал никогда очки виртуальной реальности, надевают их на себя и говорят: “О, круто!”. А через пятнадцать минут уже всё, интерес пропадает. Хватает, понимаете, пользователю всего четверти часа. У меня вот есть два любимых приложения – стрелялки. Раз в месяц от силы, может, даже реже, пострелять можно в течение двадцати минут, а дальше это уже надоедает. Поэтому подобная гарнитура – это дорого и бессмысленно. Исходя из этого, её будет достаточно тяжело продавать.