Это могло бы стать сюжетом фильма: пока нейросеть даёт интервью журналистам Metro, в Рио-де-Жанейро каждую субботу в 16:00 пьёт чай с лимоном представительница первой волны русской эмиграции. Это балерина Татьяна Юрьевна Лескова, отметившая 6 декабря 2022 года своё столетие.
"Меня один раз спросили, какая у меня национальность, и я сказала – я не знаю. Я родилась в семье русских из Петербурга – но в Париже. Вот уже больше 70 лет я живу в Бразилии – но я никакая не бразильянка. Так что я просто балерина", – рассказала Татьяна Лескова по видеосвязи собравшимся в Библиотеке иностранной литературы гостям выставки "Я – балерина".
Идея отметить выставкой столетие русской балерины, прямой продолжательницы традиций легендарных "Русских сезонов" Сергея Дягилева (она танцевала на вечере его памяти в парижском Тюильри), принадлежит историку культуры Елене Серебряковой.
Оказавшаяся десять лет назад в Бразилии Елена как-то сидела на скамейке в парке Рио-де-Жанейро и читала книгу Александра Васильева "Красота в изгнании". Там ей попались строчки о Татьяне Лесковой, проживавшей здесь же, в столице Бразилии. Елена немедленно захотела с ней познакомиться.
"Татьяна Юрьевна – человек из аристократической семьи, – рассказывает Metro Серебрякова. – С такими людьми всегда легка первая встреча, а вторая – очень сложна. Мне нужно было сделать так, чтобы она мной заинтересовалась. Мы проговорили до поздней ночи. Она показывала мне свои буклеты, письма, рассказывала о маме, о Михаиле Фокине – так началась наша дружба. С тех пор я каждую субботу у неё в 16:00 на чае – она всегда пьёт чай по-русски, с лимоном".
И хотя Татьяна Лескова определяет свою национальность как "балерина", она никогда не забывала о своей великой потерянной родине.
"Лескова не могла оторвать глаз от огромных полей с пшеницей, через которые бесконечно ехал и ехал поезд. Москва – Орёл, 360 км от Москвы. Татьяна отправилась в путь, чтобы найти ту часть себя, с которой расстались её предки. Наконец она в Орле, время бежало быстро, на визит ей были даны сутки, и спать она легла прямо в музее [Доме-музее Н. С. Лескова], на одноместном красном бархатном диване" – так рассказывает о первой поездке балерины на родину Николая Лескова, в Орёл, её бразильский биограф Сюзанна Брага.
Родившаяся в 1922 году в Париже в семье внука писателя Николая Лескова Юрия Александровича и баронессы Нины Медем, дочери фрейлины императрицы Марии Фёдоровны, Татьяна Лескова очень долго не могла попасть в Россию – не давали визу.
Впервые она оказалась здесь с помощью балерины Большого театра Ольги Лепешинской только в 1985 году, в качестве почётного гостя V Международного конкурса артистов балета. Ей не нужен был переводчик: с детства Татьяна слышала русскую речь, поскольку в её семье, как и в семьях многих эмигрировавших после Октябрьской революции русских аристократов, было запрещено разговаривать в стенах дома на каком-то другом языке, кроме русского.
Татьяна Юрьевна танцевала в "Русском балете Монте-Карло" – одной из крупнейших после распада Русского балета Дягилева русских балетных трупп первой половины ХХ века, гастролировавшей по всему миру. Молодую балерину заметил основатель классического романтического балета Михаил Фокин, поручавший ей главные партии в своих спектаклях. Во время поездки в США в 1940 году она знакомится с непревзойдённым Джорджем Баланчиным – список легенд русского искусства, с которыми пересеклась долгая жизнь Татьяны Лесковой, можно продолжать очень долго. В 1942 году она оказалась в Бразилии, где и осталась, фактически став одной из основательниц южноамериканской балетной школы. В Бразилии Лескову знают все: на её столетие главная бразильская газета O Globo вышла с её фотографией на первой полосе.
Эта выставка, конечно, событие для балетного мира. Жизнь Татьяны Юрьевны – удивительная, уникальная во всех смыслах. Чего стоит сама по себе связь её имени с "Русскими сезонами", без которых немыслимы культура и искусство Европы. Я много ездил с Большим театром, много преподавал – везде о них помнят. Мне посчастливилось работать в театре в Монте-Карло, где работали легендарные танцовщики и Татьяна Юрьевна, ходить теми же тропами, которыми они шли заниматься в балетный зал и создавали свои шедевры. Борис Акимов, артист балета и хореограф, народный артист СССР
В последний раз балерина приезжала в Россию в 2011 году и снова посещала Дом-музей Николая Лескова в Орле.
"Она передала нам всё, что у неё осталось от её прадеда, – рассказывает Metro директор Орловского объединённого государственного литературного музея И. С. Тургенева Вера Ефремова (в его состав входит Дом-музей Николая Лескова). – Все его письма, перстень с александритом, подаренный писателем одной из своих невесток, семейную икону, которой Лесков благословлял на брак деда Татьяны Юрьевны". Среди любимых книг своего знаменитого предка Татьяна Юрьевна называет "Очарованного странника". По сути, так можно назвать и её.
В настоящее время о жизни Татьяны Лесковой в России снимают фильм.
На выставке, которая продлится в Библиотеке иностранной литературы до 14 мая, кроме архивных фотографий балерины и её личных вещей, представлены балетные костюмы из частных коллекций (в частности, принадлежавшие Ольге Лепешинской), театральные афиши, буклеты, другие артефакты.