В Государственном историческом музее решили встретить весну четырьмя платьями на специальном показе "Мода. Цветочные грёзы". Два произведения портновского искусства XIX века расположились в парадных сенях музея напротив двух современных, созданных художниками-дизайнерами Валентином Юдашкиным и Татьяной Парфёновой. Между ними – шляпа, ридикюль, букеты из флёрдоранжа и туфли, с которых не сводят мобильных фотокамер посетительницы. Платья и все эти предметы объединяет одно – на них есть цветы из атласа, бархата, пайеток, вышивки и даже рыбьей чешуи.
Почти все костюмы в музее хранятся в запасниках, поскольку историческая одежда – очень капризный для экспонирования материал: чуть что – блёкнет и теряет хрупкое очарование. Когда решили достать старинные платья из спасительных темноты и прохлады, пришла идея дополнить их творениями современных художников. На ум сразу пришла петербургский дизайнер Татьяна Парфёнова, в модных коллекциях которой цветочных мотивов очень много. Более того – она сама увлечённый садовод, выращивает грандиозный сад с розами, мальвами, ирисами, гладиолусами и флоксами и пишет их на холсте. Специально для выставки она создала платье "В раю" – на тюлевой ткани, будто парящие в воздухе, расположились вышитые объёмные соцветия – в самом деле, будто остатки рая на земле.
Невесомому шедевру Парфёновой будто оппонирует красное платье Валентина Юдашкина из коллекции "Анна Каренина", усыпанное розами и рассказывающее о вполне земных страстях.
Но самую драматичную историю скрывает батистовый пеньюар середины XIX века с вышивкой гладью и кружевом ришелье.
– Над такими вещами работали крепостные крестьянки, которые от сложной вышивки белым по белому нередко теряли зрение, – рассказала Metro куратор выставки, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма Государственного исторического музея Ирина Сафонова.
У популярного в XIX веке писателя Сергея Терпигорева даже есть об этом рассказ, который, как ни парадоксально, тоже называется "В раю" и будто описывает именно этот пеньюар на выставке.
Вещи, подобные представленному на выставке пеньюару, очень редки – в собрании Государственного исторического музея их всего 5.
Интересно, что после отмены крепостного права вышивальщицы и другие мастера, которые выполняли подобную работу, в том числе по изготовлению цветов для дамских нарядов, остались в своих деревнях и продолжили работать, объединившись в артели. Спрос на вышивку и цветы был всегда, при любом политическом строе и моде.