– Нам повезло, что в архиве ВДНХ сохранилось много фотографий и чертежей, – рассказал Олег Шурыгин, главный архитектор проекта. – Пожалуй, самой сложной была работа над круглым живописным порталом в центре ротонды, он практически не сохранился, мы полностью восстановили его по архивным снимкам. В целом было утрачено около 70% декора – сейчас всё на месте. И кроме того, мы предусмотрели оригинальную архитектурную подсветку фасада, так что по вечерам здесь правда чувствуешь себя как в восточной сказке.
Но мы, первые посетители павильона, и утром почувствовали что-то подобное, войдя внутрь: стены как будто отделаны золотистым кружевом и украшены картинами, с потолка свисают многоуровневые каскадные люстры. Фотографировать интерьеры нельзя, радует, что уже скоро эту красоту смогут увидеть все гости ВДНХ.
– Здесь действительно великолепные потолки – с росписью и застеклёнными элементами, дополненными подсветкой. Картины, которые вы видите на стенах, мы привезли из Узбекистана, – добавил Олег Шурыгин.
Здание павильона имеет несколько особенностей, которые, по словам куратора Музея ВДНХ Павла Нефёдова, делают его уникальным. Первая – соединение восточных орнаментов и советских звёзд.
– Автор проекта Стефан Полупанов ещё в 1930-е гг. работал в Ташкенте, где занимался созданием общественных зданий, которые бы соответствовали и национальному колориту, и советской идеологии. И здесь, среди цветов и хлопковых коробочек, можно обнаружить советские символы, – сказал Павел Нефёдов.
И, конечно, ротонда. В традиционной архитектуре Узбекистана ничего подобного нет.
В ней Стефан Полупанов создал обобщённый образ архитектуры Средней Азии, – добавил куратор Музея ВДНХ. – В 1947 году Полупанов выпустил книгу «Архитектурные памятники Самарканда», там можно увидеть художественные мотивы, которые он потом повторил в декоре павильона «Узбекистан» в Москве.
Только факты:– Павильону вернули исторический облик 1954 года авторства архитектора Стефана Полупанова. – В середине 1960-х гг. все республиканские павильоны были переданы для других целей и павильон № 66 стал называться «Советская культура». Росписи стен были счищены. – В большом зале располагалось панно, посвящённое Каракалпакской АССР. Его автором был знаменитый архитектор Константин Мельников. В его архиве нашлась расписка, что он получил оплату за это панно, и несколько фотографий, но, к сожалению, оно не сохранилось. – В 1990-е гг. в павильоне развернулась торговля. В 2016 году его передали в аренду музейно-выставочному центру РОСИЗО. В 2019-м в соответствии с договором аренды между администрацией Ташкента и мэрией Москвы он вновь стал называться «Узбекистан». – Керамическую плитку, которой выложены чаши фонтанов, вручную сделали мастера из Узбекистана.