Всё началось год назад, когда Сергей Кузнецов пришёл на выставку "Фальконье. Архитектура света" и случайно заглянул через окно во внутренний дворик музея. Он увидел исторические стеклянные кирпичи Фальконье, которые не вошли в основную экспозицию, и вдохновился идеей их использовать.
– Идея создать этот арт-объект пришла не сразу, затем, когда мы определились с формой – а в основу образа легла универсальная кристаллическая форма фальконье, – стали строить этот прозрачный стальной каркас, чтобы в нём кирпичи были наиболее заметны, – рассказывает Metro Сергей Кузнецов. – Кирпичам более ста лет, и у нас были лишь белого цвета, но вы обязательно дождитесь вечера, и они станут цветными.
Сам арт-объект похож на высокий объёмный прямоугольник из сот. Как говорит соавтор инсталляции архитектор Иван Греков, конструкция отвечает за слой современности и технологичности, а стеклянные блоки отсылают к истории. Так арт-объект объединяет в себе прошлое и настоящее и предугадывает будущее.
С началом темноты "Кристалл" приобретает цвета: фиолетовый плавно превращается в белый, переходит в насыщенно-синий, а после кирпичики становятся светло-салатовыми. Эти изменения сопровождаются звуками арфы, домры и иных струнных инструментов.
– Мы создали интерактив, чтобы свет и музыка стали едины, – объясняет Кирилл Дьяков, руководитель компании X-LED, которая отвечала за световое сопровождение. – Внизу объекта установлена видеокамера. Когда вы к нему подходите, она считывает ваш силуэт. Благодаря встроенному искусственному интеллекту и специальной музыкальной программе арт-объект начинает с вами взаимодействовать. Вы проводите рукой вправо, и появляется видеопаттерн. Он повторяет движение за вами, а музыка уходит в высокие ноты. Влево – в низкие ноты. На нём можно рисовать движениями. Если вы стоите неподвижно, музыка затихает, перед вами в центре замирает цветная из кирпичиков форма ромба, классическая для фальконье.
"Кристалл представления" кажется живым и считывает человека будто на чувственном уровне. С приходом ночи музыка становится медитативной, стальные соты – невидимыми, а кирпичики переливаются ярче.
– Это первый в Москве интерактивный архитектурный объект, помещённый в общественное пространство города, который умеет генерировать гармонию цвета и звука благодаря горожанам, – рассказывает Тарас Машталир, основатель компании Sonicology, отвечающей за музыкальное сопровождение. – Вы можете приходить сюда танцевать и создавать собой музыку. Вы и исполнитель, и композитор, и хореограф, и дирижёр и художник. Все вместе мы создаём здесь новую сферу искусства. Без человека "Кристалл" нем, поэтому он ждёт, когда мы перед ним появимся, чтобы, "оживая", оживить и нас.