РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Новые цифровые технологии не отправят плёнку на свалку истории

В годовщину изобретения фотоплёнки в её современном виде Metro поговорило с историками фотографии о судьбе одной из важнейших технологий последних веков
В наши дни, когда всё завязано на цифровых технологиях, о плёнке принято думать, как о чем-то отжившем и устаревшем
Pixabay

На днях исполнилось 137 лет с того дня, когда американский изобретатель и бизнесмен Джордж Истмен запатентовал первую в мире рулонную фотоплёнку. До этого для получения фотографических изображений использовались специальные сухие бромжелатиновые пластинки, которые после проявки переносились на стекло. Через четыре года после знаменательного события Истмен зарегистрировал торговую марку, которая более чем на век стала гегемоном на рынке фотографии – это была компания Kodak.

В наши дни, когда всё завязано на цифровых технологиях, о плёнке принято думать как о чём-то отжившем и устаревшем. Возможно, так оно и есть, однако фотолюбители продолжают снимать по старинке, заряжая драгоценные катушки в свои камеры из прошлого ещё века. Metro побеседовало с заместителем директора Музея истории фотографии в Санкт-Петербурге Анной Беловой и искусствоведом, известным куратором и научным редактором российского раздела энциклопедии «История европейской фотографии» Евгением Березнером, которые рассказали о прошлом, настоящем и будущем фотоплёнки.

Какой вклад появление и развитие фотоплёнки (как самой по себе, так и технологии) внесло в развитие других сфер? Например, медицины, криминалистики. Может, благодаря фотоплёнке удалось сделать научные открытия? Если да, то какие именно?

Анна Белова: Появление плёнки позволило сделать фотоаппараты компактнее, а значит и доступнее. Началась эра малоформатной фотографии, что повлияло на такие жанры, как стрит-фотография и репортаж. Т. е. эта технология развила прежде всего саму фотографию, а уже она повлияла на изучение других сфер, – пояснила Анна Белова.

Евгений Березнер: Появление фотоплёнки – это гигантский шаг вперёд в плане представления о мире, в которым мы живём. Фотоплёнка и появление портативных фотоаппаратов позволили человеку с камерой получить большую мобильность и отразить больше сущностей и явления мира, который окружает каждого из нас. Фотоплёнка – это прорыв в сфере просвещения в целом и каждого человека в отдельности, – добавил Евгений Березнер.

Фотоплёнка сейчас переживает второе рождение. Но вокруг сплошная цифра. Как вам кажется, как долго плёнка ещё продержится на плаву и можно ли ожидать какую-то новую технологию, которая разовьёт плёнку, изменит её производство, расширит функционал или возможности? Или же плёнка уже достигла своего пика и абсолюта и ей больше некуда развиваться?

А.Б.: На тех позициях, на каких она ещё недавно была, она уже не окажется. Действительно, мы наблюдаем своеобразный ренессанс плёнки. Но выбирают её скорее не как практическое средство, а как художественный ход. Как говорят некоторые молодые люди,  «в ней есть лайф». Плёнка помогает немного замедлиться благодаря тому, что ты не сразу видишь результат, потом ожидание, проявка, печать. Все это увлекает, даёт дополнительное удовольствие. Снимать же на плёнку репортаж, который нужен через час, это просто непрактично.

Е.Б.: Цифра и плёнка – разные способы производства произведения фотографического искусства, у них есть свои нюансы. И если цифра действительно заполонила мир и захватила всех, это не значит, что особенности плёнки уйдут в небытие. Думаю, как и в любой сфере, связанной с искусством, то, что позволяет осуществлять более личное воспроизведение реальности в форме произведения, всегда будет иметь будущее. Поэтому плёнка может в своём реальном существовании вибрировать от позиции, когда её практически перестанут использовать до позиции, когда все больше и больше авторов будут к ней возвращаться, – уточнил знаменитый куратор.

Что заставляет людей до сих пор пользоваться плёнкой? Помимо той самой замечательной атмосферы, волшебства проявки и печати снимков, какие объективные технические преимущества есть у плёнки перед цифрой?

А.Б.: При съёмке на плёнку физика света не оцифровывается, там задействованы химические процессы, которые своего рода живые. И химическая реакция на плёнке даёт несколько иное изображение, чем цифра. До сих пор считается, что ни один снимок на цифровое устройство ещё не смог превзойти по качеству изображение, полученное форматной камерой с использованием листовой плёнки, поскольку там большой размер негатива.

Многие фотографы, которые являются веганами, отказались от плёнки, потому что в её производстве используются продукты животного происхождения. Скажите, существует ли «веганская», растительная плёнка? Если да, то как давно она появилась и из чего делается. Если нет, то были ли попытки сделать такую?

Е.Б.: Насколько мне известно, создать экологически чистую плёнку пока не удалось. Но я не исключаю, что скоро это может произойти в силу тенденций, которые сейчас доминируют в мире. Люди склонны иметь идеалы, но эти представления не должны быть оторваны от реальности.

Пять интересных фактов о фотографии

  1. Первая фотография была сделана в 1826 году Жозефом Ньепсом. Для снимка он использовал камеру обскура и оловянную пластину с нанесённым битумом. Фото представляло собой вид из окна мастерской Ньепса. Время выдержки составило порядка восьми часов.
  2. Между первой чёрно-белой фотографией и первыми цветными снимками прошло всего 30 лет.
  3. Название одной из самых знаменитых компаний фотосферы Kodak было придумано её создателем Джорджем Истменом. По его словам, оно ничего не означает, не имеет никаких смыслов и просто понравилось ему по звучанию, поскольку в нём два раза используется его любимая буква К.
  4. Снимок немецкого фотографа Андреаса Гурски «Рейн II», сделанный в 1999 году, стал самой дорогой одиночной фотографией в мире – её продали на аукционе за $4,338 млн.
  5. Первая цифровая камера была изобретена ещё в 1973 году. Тогда с помощью аппарата можно было получить изображение размером не более чем 100х100 пикселей.