Ностальгия Джорджа Лукаса и скандальный советский фильм о школе: смотрим кино о выпускниках

Совсем скоро выпускной бал, к которому будет особенно интересно готовиться, просматривая фильмы из нашей подборки. Взрослым их тоже рекомендуем!
Ностальгия Джорджа Лукаса и скандальный советский фильм о школе: смотрим кино о выпускниках
Paramount Pictures
Кадр из фильма "Выходной день Ферриса Бьюллера".

Школьный вальс (1978)

Кадр из фильма “Школьный вальс”.
Киностудия им. М. Горького
Кадр из фильма “Школьный вальс”.

Старшеклассники Зося (Елена Цыплакова) и Гоша (Сергей Насибов) влюблены не просто платонически. За несколько дней до выпускного Зося сообщает, что беременна, и перепуганный юноша срочно бежит обедать к влюбленной в него однокласснице Дине (Евгения Симонова), вернее, даже больше к её обеспеченным родителям. Зося, выброшенная беременностью и предательством любимого во взрослую жизнь, наблюдает за школьным балом со стороны. А потом решает оставить ребёнка.

Это был первый советский "школьный" фильм, так открыто поднявший тему интимных отношений между подростками. Но что важнее, Зося выходит из трудной ситуации с высоко поднятой головой. Ханжеское общество, спешащее осуждать, а затем поскорее отправить юную девушку на аборт, осталось с носом. Фильм, ставший хитом советского проката, должен был закончиться намного мрачнее. Даже критики писали, что не понимают, почему Зося в финале прощает Гошу. Но и при смягчающих цензурных правках Зося стала одной из знаковых героинь советского феминистского кино 1970-х – разочарованной в слабом мужчине и способной справиться без него. 

Выходной день Ферриса Бьюллера (1986)

Создатель культовых подростковых комедий Джон Хьюз кого угодно заставит испытывать ностальгию по школе, особенно в лёгком и беззаботном фильме о старшекласснике-прогульщике (Мэттью Бродерик), которому всё сходит с рук. Один выходной Ферриса с его друзьями – мечта любого взрослого, заморённого работой, семьёй, ипотекой и общей тяжестью бытия. Выпускникам фильм напомнит ценить время перед тем, как всё это для них наступит. Взрослым, ломая четвёртую стену (позже это будет спародировано в "Дэдпуле"), Феррис тоже даст полезные советы: "Жизнь движется довольно быстро. Если вы не остановитесь и не оглянетесь время от времени, вы можете пропустить её".

Роми и Мишель на встрече выпускников (1997)

Две лучшие подруги Роми и Мишель (Мира Сорвино и Лиза Кудроу, артистки с очёнь серьезным высшим образованием в ролях дурочек-блондинок) живут в Лос-Анджелесе, ходят в ночные клубы, носят красивые платьица и абсолютно всем довольны в жизни, пока не получают приглашение на встречу выпускников в родной провинции, из которой они когда-то сбежали на всех парах. Девушки вдруг задумываются над тем, что они до сих пор не замужем и у них нет карьеры. 

Дома и стены помогают? Как бы не так. Дома тебе напомнят, что жизнь у тебя не удалась, в школе ты считалась неудачницей, а на выпускном балу над тобой посмеялся парень, в которого ты была влюблена. Рецепт тут один. Нет, не притвориться успешными деловыми женщинами перед бывшими одноклассниками, как сначала решают Роми и Мишель, а перестать сравнивать себя с другими и оглядываться на прошлое. Ни одно другое женское "бадди-муви" так не поднимает самооценку, как эта чудесная комедия, героини которой заново проживают свой выпускной, чтобы послать школьные годы чудесные к чёрту. Каждой девушке в старших классах нужно посмотреть этот фильм!

Американские граффити (1973)

"Мы не можем остаться семнадцатилетними навсегда", – замечает персонаж самого человечного фильма от создателя "Звёздных войн". Джордж Лукас ностальгически вспоминает свою юность начала 1960-х. Последний летний день счастливой юности с гонками на машинах, рок-н-роллом на дискотеках, безумными мимолётными влюблённостями. Уже завтра ребята разъедутся в колледж, а кто-то, наоборот, останется в маленьком провинциальном городке. Ощущение "впереди целая жизнь" передано здесь как ни в одном другом фильме. Но финальные титры беспощадно напоминают, что не все станут "рок-звёздами и миллионерами", как говорил Тайлер Дерден. Одного парня сбил пьяный водитель, другой погиб на войне… Остаются только воспоминания о больших надеждах. Пронзительное кино.

Образование (2019)

Две подруги (Кейтлин Дивер и Бини Фельдштейн, получившая за роль "Золотой глобус"), умницы, феминистки, отличницы, будущая надежда человечества, в последний школьный день понимают, что их отрывающиеся на вечеринках легкомысленные одноклассники живут намного лучше и интереснее, чем такие серьёзные и правильные они. Девчонки решают пуститься во все тяжкие.

Режиссёрский дебют Оливии Уайлд (Тринадцатая из “Доктора Хауса”) в год премьеры немного потерялся на фоне других комедий о взрослении с большим бюджетом и количеством звёзд. Но критики превозносили её скромный и остроумный арт-хаус, а сейчас ясно, что это один из лучших молодёжных фильмов последних лет. Его стоит посмотреть как скромницам, так и монстрам вечеринок. Одни расслабятся, другие чуть притормозят, чтобы выпускной не закончился в полицейском участке.