Школьный вальс (1978)
Старшеклассники Зося (Елена Цыплакова) и Гоша (Сергей Насибов) влюблены не просто платонически. За несколько дней до выпускного Зося сообщает, что беременна, и перепуганный юноша срочно бежит обедать к влюбленной в него однокласснице Дине (Евгения Симонова), вернее, даже больше к её обеспеченным родителям. Зося, выброшенная беременностью и предательством любимого во взрослую жизнь, наблюдает за школьным балом со стороны. А потом решает оставить ребёнка.
Это был первый советский "школьный" фильм, так открыто поднявший тему интимных отношений между подростками. Но что важнее, Зося выходит из трудной ситуации с высоко поднятой головой. Ханжеское общество, спешащее осуждать, а затем поскорее отправить юную девушку на аборт, осталось с носом. Фильм, ставший хитом советского проката, должен был закончиться намного мрачнее. Даже критики писали, что не понимают, почему Зося в финале прощает Гошу. Но и при смягчающих цензурных правках Зося стала одной из знаковых героинь советского феминистского кино 1970-х – разочарованной в слабом мужчине и способной справиться без него.
Выходной день Ферриса Бьюллера (1986)
Создатель культовых подростковых комедий Джон Хьюз кого угодно заставит испытывать ностальгию по школе, особенно в лёгком и беззаботном фильме о старшекласснике-прогульщике (Мэттью Бродерик), которому всё сходит с рук. Один выходной Ферриса с его друзьями – мечта любого взрослого, заморённого работой, семьёй, ипотекой и общей тяжестью бытия. Выпускникам фильм напомнит ценить время перед тем, как всё это для них наступит. Взрослым, ломая четвёртую стену (позже это будет спародировано в "Дэдпуле"), Феррис тоже даст полезные советы: "Жизнь движется довольно быстро. Если вы не остановитесь и не оглянетесь время от времени, вы можете пропустить её".
Роми и Мишель на встрече выпускников (1997)
Две лучшие подруги Роми и Мишель (Мира Сорвино и Лиза Кудроу, артистки с очёнь серьезным высшим образованием в ролях дурочек-блондинок) живут в Лос-Анджелесе, ходят в ночные клубы, носят красивые платьица и абсолютно всем довольны в жизни, пока не получают приглашение на встречу выпускников в родной провинции, из которой они когда-то сбежали на всех парах. Девушки вдруг задумываются над тем, что они до сих пор не замужем и у них нет карьеры.
Дома и стены помогают? Как бы не так. Дома тебе напомнят, что жизнь у тебя не удалась, в школе ты считалась неудачницей, а на выпускном балу над тобой посмеялся парень, в которого ты была влюблена. Рецепт тут один. Нет, не притвориться успешными деловыми женщинами перед бывшими одноклассниками, как сначала решают Роми и Мишель, а перестать сравнивать себя с другими и оглядываться на прошлое. Ни одно другое женское "бадди-муви" так не поднимает самооценку, как эта чудесная комедия, героини которой заново проживают свой выпускной, чтобы послать школьные годы чудесные к чёрту. Каждой девушке в старших классах нужно посмотреть этот фильм!
Американские граффити (1973)
"Мы не можем остаться семнадцатилетними навсегда", – замечает персонаж самого человечного фильма от создателя "Звёздных войн". Джордж Лукас ностальгически вспоминает свою юность начала 1960-х. Последний летний день счастливой юности с гонками на машинах, рок-н-роллом на дискотеках, безумными мимолётными влюблённостями. Уже завтра ребята разъедутся в колледж, а кто-то, наоборот, останется в маленьком провинциальном городке. Ощущение "впереди целая жизнь" передано здесь как ни в одном другом фильме. Но финальные титры беспощадно напоминают, что не все станут "рок-звёздами и миллионерами", как говорил Тайлер Дерден. Одного парня сбил пьяный водитель, другой погиб на войне… Остаются только воспоминания о больших надеждах. Пронзительное кино.
Образование (2019)
Две подруги (Кейтлин Дивер и Бини Фельдштейн, получившая за роль "Золотой глобус"), умницы, феминистки, отличницы, будущая надежда человечества, в последний школьный день понимают, что их отрывающиеся на вечеринках легкомысленные одноклассники живут намного лучше и интереснее, чем такие серьёзные и правильные они. Девчонки решают пуститься во все тяжкие.
Режиссёрский дебют Оливии Уайлд (Тринадцатая из “Доктора Хауса”) в год премьеры немного потерялся на фоне других комедий о взрослении с большим бюджетом и количеством звёзд. Но критики превозносили её скромный и остроумный арт-хаус, а сейчас ясно, что это один из лучших молодёжных фильмов последних лет. Его стоит посмотреть как скромницам, так и монстрам вечеринок. Одни расслабятся, другие чуть притормозят, чтобы выпускной не закончился в полицейском участке.