О чём фильм
Американская семья с двумя детьми переезжает на историческую родину отца семейства – в Норвегию. Преодолев живописную дорогу с заснеженными елями, они поселяются в двухэтажном домике с камином. На участке имеется также амбар, из которого по вечерам показываются две светящиеся точки. Трудно поверить, что так могут светиться глаза, но это именно они – в амбаре живёт самый настоящий норвежский гном в красном колпаке. Младший сын знакомится с тревожным старичком и, как какой-то сеятель американской демократии, подкупает его печеньками, за которыми гном в итоге повадился пролезать и в жилой дом.
На городской рождественской ярмарке мальчик узнаёт, что гномы не любят шума, перемен обстановки и яркого света и то и дело пытается призвать к соблюдению правил сосуществования с мифическим коротышкой своих родителей. Последние то закатывают вечеринку, то намереваются открыть в амбаре гостевой дом. Но доканывает гнома вовсе не это, а, как ни поразительно, норвежская еда.
В один неудачный вечер отец семейства решил привить в доме местные традиции и попытался накормить семью лютефиском. Насладиться вонючей селёдкой ни у кого не получилось, и папаша, пытаясь не остаться голодным, по недосмотру слопал из холодильника рисовую кашу с корицей и маслом, которую сын приготовил для того, чтобы задобрить гнома. Сыну ничего не остаётся, как подсунуть гному лютефиск, который и приводит его в неописуемую ярость.
Впечатления
Добрую половину хронометража фильм несёт все признаки рождественской комедии, которую можно было бы на полную катушку раскрутить из одних только исходных данных: семья американцев переселяется из современного города в европейскую глухомань. Мальчик настолько запросто сходится с гномом, что начинаешь думать, будто к этой комедии тебе подвезли ещё и сказку, но не тут-то было. Когда ты уже вроде бы нацелился посмотреть сказку про гномов, авторы картины, видимо, вспомнили, что они снимают рождественские ужасы, и побежали за пластиковыми контейнерами с красной краской. За одним разъярённым гномом прибежала ещё пара-тройка десятков других – и началось усиленное перекрашивание смешной рождественской сказки в рождественский ужас.
Складывается впечатление, что создателям картины бросать комедию ради ужаса не очень хотелось: от приколов по ходу действия они решили не отказываться, поэтому все битвы людей с мелкими злобными старикашками получились какими-то потешными, даже несмотря на то, что парочку из них как-то нарочито показательно закололи американским флагом.
Сами по себе гномы получились очень живописными – в колпачках и подтяжках. Даже вспыхнувшая на их сморщенных личиках ярость совсем не пугает, и всё время не покидает ощущение, что, решив погрозить людям топорами, они просто прикалываются, а через пять минут бросят изображать гнев и опять накинутся на печенюшки, которые им подбрасывает американский мальчишка.
Кровавого ужаса, при всех литрах переведённого реквизита, не получилось, хотя несчастные американцы даже заработали какие-то условные, судя по всему, увечья. Осталось впечатление, что, застряв между комедией и ужасом, авторы картины так и не определились, что же в итоге им больше хотелось создать.
И, наверное, можно было бы легко отвести на это зрелище и детей, если бы не несчастная норвежская полицейская, которую гномы раскрошили гусеницами снегохода, а также пронзённый сосулькой Санта-Клаус. Убери эти бесполезные жертвы – и ничто не помешало бы фильму пополнить списки рождественских комедий.
Досье
Оригинальное название – There’s Something In The Barn
Режиссёр: Магнус Мартенс ("Хорошее поведение", "Агенты "Щ.И.Т", "Банши")
Сценарий: Александр Кирквуд Браун (“Эспен в поисках Золотого замка”)
В ролях: Мартин Старр (“Король Талсы”, “Человек-паук: Нет пути домой”), Амрита Ачария ("Игра престолов"), Йеппе Бек Лаурсен ("Пришельцы из прошлого", "Последнее королевство"), Генриетта Стинстрап, Зои Винтер-Хансен, Таунс Баннер, Калле Хеллеван-Ларсен