Признанный фотограф-неоклассик, мастер чистых архитектурных форм и идеальных линий Михаил Розанов открывает в Музее архитектуры персональную выставку "Сталь. Стекло. Бетон". Без этих трёх материалов немыслима архитектура модернизма – именно ей и посвящено новое фотоисследование Розанова.
– Я очень много занимался архитектурой классицизма и неоклассицизма – снимал Лувр, Эрмитаж, Пушкинский, античность в Италии,– и в какой-то момент понял, что ещё немного, и мне уже остаётся только поселиться в музее, – пояснил Metro фотохудожник путь, которым он пришёл к теме выставки.
Спасаться от классицизма Розанов решил в архитектуре модернизма: прочитал перед съёмками, как он привык, тонну литературы и отправился по Европе снимать самые интересные объекты. Ни одно из зданий, изображения которых можно увидеть в экспозиции, он до съёмки не видел (кроме объектов в Москве).
– Я стремлюсь показать идеальную архитектуру, идеальную геометрию, – рассказывает фотограф. – Я очень уважаю работу архитекторов, их идеи, поэтому очищаю снимки от всего лишнего – стараюсь снимать в то время, когда вокруг зданий нет людей, при обработке убираю провода и другой визуальный мусор.
Специально для Metro фотохудожник рассказал о некоторых снимках, которые можно увидеть на выставке.
Дворец "Финляндия"
"Концертный зал финского архитектора Алвара Аалто – одного из "отцов" модернизма. Это его поздняя работа. Ко времени постройки этого здания молодые архитекторы уже не очень любили Аалто, говорили, что он стал очень государственным, официальным. А по мне, это одно из его лучших произведений".
Офисное здание Pirelli Tower
"Это первый небоскрёб, построенный в Милане. Его строили архитекторы, которые были активными участниками движения Новеченто – итальянский рационализм, межвоенная архитектура, известная как "архитектура Муссолини". Эти же авторы сооружали невероятно стильные постройки – например, в Риме есть целый квартал, который был построен ими к несостоявшейся Всемирной выставке 1942 года".
Восточные ворота Белграда
"Когда я снимал этот цикл, то хотел показать парадный стиль, суперпостройки, которые очень красиво раскрывали бы течение модернизма – общественные пространства, церкви, театры, башни. Я старался не снимать жилые дома. И вот я оказался в Белграде, в районе жилого комплекса из трёх высоких башен, известного как "Восточные ворота". Это место поразило меня количеством застеклённых балконов, кондиционеров и визуального мусора, который вдруг обернулся чем-то другим, чем-то очень самобытным, какой-то второй жизнью этих построек. И в случае с этой фотографией я изменил общим принципам серии и снял вот такое очень "человеческое" здание. Вообще, Белград поразил меня кварталами, оставшимися от американских бомбардировок, которые специально были оставлены разрушенными в качестве напоминания о войне".
Библиотека в Тапиола
"Библиотека в Хельсинки. Видите, какое здесь всё лёгкое, воздушное, стоит на опорах. Один из приёмов модернизма – вот такие опоры, чтобы сохранить общественное пространство, чтобы люди могли свободно передвигаться. Всё с заботой о человеке, модернизм – это архитектура для человека, очень гуманистическая. И, к сожалению, её расцвет закончился, когда стали делать длинные панельные дома и люди, как в фильме "Ирония судьбы", могли легко принять чужой дом за свой".
Здание Министерства экономики, финансов и бюджета Франции
"В модернизме есть многое из того, что придумали русские авангардисты, – например, Эль Лисицкий разработал несколько вариантов горизонтального небоскрёба. При жизни Лисицкого небоскрёбы технически сложно было построить, но теории были классные. В итоге горизонтальный небоскрёб построили в 1989 году для Министерства экономики, финансов и бюджета Франции".
Жилой дом в Берлине
"Это жилой дом, который построил знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер в районе Ганза в Берлине. С этим домом случилась странная история: архитектор заложил в проект одну этажность, а построили дом с другим количеством этажей. И Нимейер отказался от своего авторства, хотя все знают, что это дом по его проекту".
Часовня в Университете имени Алвара Аалто
"Эта часовня воплощает один из основных постулатов протестантизма о том, что Бог находится повсюду – в каждой мелочи, каждой песчинке и травинке. И вот эта прозрачная стена – своеобразное окно в этот божий мир. Вообще, финский модернизм очень отличается от всего остального – он очень органический, очень связан с природой".
Музей В. И. Ленина в Горках
"В модернизме нет ничего лишнего, всё очень просто: линии, плоскости, свет, стекло. И с точки зрения простоты модернизм стал своеобразной новой античностью – здесь всё так же просто, лаконично и гармонично. Поэтому выставку я заканчиваю вот этой фотографией Музея Ленина в Горках под Москвой архитектора Леонида Павлова".