Там она будет единственной незрячей ученицей. Никаких скидок ей не делали. Вступительные экзамены она сдавала по общему конкурсу
На подставке фортепиано нет нот. Саша играет с поднятой головой, по памяти. Так происходит каждый раз. Она потеряла зрение, когда ей было полгода.
– Я вижу свет, могу отличить день от ночи, но больше воспринимаю мир по звукам и ощущениям, – говорит она.
Неудивительно, что музыка увлекла её с детства.
– Когда я была маленькая, со мной было сложно учить стихотворения, потому что я старалась их петь. Родители поняли, что у меня есть способности, и отдали меня в музыкальную школу.
В этом учебном заведении Саша занималась вместе со зрячими учениками. Правда, у неё была особая учебная программа.
– У меня ноты – в специальном шрифте Брайля. Я читаю ноты на ощупь и потом играю. То есть я не могу с листа сыграть какое-то произведение. Сначала мне нужно потрогать ноты.
Девочка делала успехи. Скоро у неё было первое выступление на сцене.
– Я играла "Песню жаворонка" Чайковского, всё прошло хорошо. Сначала было сложно выступать, когда кто-то говорил по телефону или кашлял. Но потом научилась не обращать внимания.
Этим летом Саша набрала 100 баллов на ЕГЭ по литературе, но признаётся, что хотела поступать только в музыкальное училище.
– Это моя мечта, – объясняет она. – С детства я мечтаю преподавать музыку таким же детям, как я. Чтобы они могли играть не только на слух, но и по Брайлю. Поступить было непросто, но не потому, что я какая-то особенная, а из-за сложных заданий, которые нужно было быстро выполнить.
Никаких поблажек ей не делали.
– Я поступала на общих основаниях. Я думаю, что это неплохо. Чтобы знать музыкальную литературу или сольфеджио, не важно, зрячий ты или нет.
1 сентября у неё первый учебный день. Александра будет единственной незрячей ученицей в заведении. Как и все ученики, она волнуется перед встречей с однокурсниками и преподавателями. На свою особенность она не жалуется и даже считает, что у неё есть плюсы по сравнению с другими музыкантами.
– Мне не нужно отвлекаться, чтобы посмотреть на клавиши. Я могу погрузиться в музыку и исполнять всё более выразительно и эмоционально. С другой стороны, есть сложности – в произведениях, где нужно часто переносить руки далеко по клавиатуре. Поэтому приходится куда дольше тренироваться.
Когда Саша слушает музыку, в её голове создаются свои особенные образы.
– Это могут быть какие-то звуки: пение птиц, шум леса или моря. Или ощущения. Когда я слышу побочную партию 7-й симфонии Прокофьева, представляю, как будто отрываюсь от земли и лечу.
Читайте также: Она танцует вальс и танго на коляске