"Невская перспектива" в Царицыно открывает для москвичей главные экспонаты ювелирной школы Санкт-Петербурга

В Большом дворце музея-заповедника "Царицыно" открылась выставка "Невская перспектива", посвящённая авторскому ювелирному искусству Санкт-Петербурга
"Невская перспектива" в Царицыно открывает для москвичей главные экспонаты ювелирной школы Санкт-Петербурга
Елена Купцова / Газета Metro
На выставке можно увидеть экспонаты ленинградской/петербургской ювелирной школы.

Экспозиция посвящена развитию ленинградской/петербургской ювелирной школы – от наследия художников-ювелиров СССР до работ современных мастеров, уже заслуживших мировое признание.Куратор выставки, художник-ювелир Анна Терещенкова уверена, что петербургскую школу не спутать ни с одной другой.

– Она более склонна к элегантности, выверенному силуэту и чётким пропорциям. Даже в авангардных вещах чувствуется классическое понимание гармонии, – рассказала она Metro. – Ленинградские вещи спокойнее, созерцательнее, мягче. У нас не любят обилия деталей, пестроты и громоздкости. Ключевыми словами я бы назвала «сдержанность» и «элегантность». 

Мы попросили Анну Терещенкову рассказать нам о самых интересных работах, которые можно увидеть на выставке.

Браслет "Вестник", Олег Тихомиров

Браслет "Вестник", Олег Тихомиров
Анна Терещенкова
Браслет "Вестник", Олег Тихомиров

– Этот браслет стал визиткой выставки. Легенда о ковчеге и голубе-вестнике обрела современное пластическое решение. Крылья птицы золотит солнце, и в них же отражается синева неба. Очень динамичный образ птицы контрастирует с жёсткой формой деревянного ковчега. 

Булавки из серии "Инопланетяне", Юта Паас-Александрова 

Булавки из серии "Инопланетяне", Юта Паас-Александрова
Елена Купцова
Булавки из серии "Инопланетяне", Юта Паас-Александрова

– Юта Паас-Александрова – основатель ленинградской школы авторского ювелирного искусства, первый художник-ювелир, вступивший в Союз художников и получивший официальный статус художника. В серии "Инопланетяне" она фантазирует о том, как могли бы выглядеть представители другой цивилизации. И в целом футуристические темы, связанные с освоением космоса, были весьма популярны в советском искусстве.

Броши "Блокадная геометрия", Анна Терещенкова 

Броши "Блокадная геометрия", Анна Терещенкова
Елена Купцова
Броши "Блокадная геометрия", Анна Терещенкова

– Мне всегда казалось, что такие сложные, драматичные темы, как война и блокада, не очень ювелирные. Как можно украсить человека, рассказывая о блокаде, смертях и разрушениях? Но это был вызов, и я решила попробовать. В такой работе важно найти точный образ, даже скорее символ. Результат – две броши, где я использовала рисунок заклеенного окна и противотанкового ежа, узнаваемые образы блокадного Ленинграда.

Колье из серии "Притяжение", Наталья Быкова 

Колье из серии "Притяжение", Наталья Быкова
Елена Купцова
Колье из серии "Притяжение", Наталья Быкова

– В этой серии обыгрывается тема магнита, притянувшего случайную композицию из камней, гвоздиков, монет и всяких мелочей. Это направление называется реди-мейд, то есть художники в своих работах используют какие-то готовые, уже существующие объекты, придавая им неожиданное звучание.

Кольцо For Form Plasticiti, Наталья и Татьяна Тарасовы

Кольцо For Form Plasticiti, Наталья и Татьяна Тарасовы
Елена Купцова
Кольцо For Form Plasticiti, Наталья и Татьяна Тарасовы

– Для каждого автора важно найти собственную технологию, желательно, чтобы она была уникальная, авторская, не очень распространённая. Сёстры Тарасовы такую нашли – они создают свои изделия из специальным способом обработанной бумаги. Таким образом сделано и кольцо с янтарём, которое уже отметили на международном конкурсе в Гонконге, оно обошло кучу работ из золота и бриллиантов.

Композиция "Стройка", Виктор Сиваков 

Композиция "Стройка", Виктор Сиваков
Елена Купцова
Композиция "Стройка", Виктор Сиваков

– По образованию Виктор Сиваков – театральный художник, поэтому многие его работы напоминают сценографию. Производственная тема была одним из фаворитов советского искусства, и обращение к теме строительства не удивительно. Но композиция решена очень легко, не серьёзно. Пространство населено крошечными человечками, некоторые из них погружены в работу, но некоторые и лодырничают! Размер работы – чуть больше 13 сантиметров.