Экспозиция посвящена развитию ленинградской/петербургской ювелирной школы – от наследия художников-ювелиров СССР до работ современных мастеров, уже заслуживших мировое признание.Куратор выставки, художник-ювелир Анна Терещенкова уверена, что петербургскую школу не спутать ни с одной другой.
– Она более склонна к элегантности, выверенному силуэту и чётким пропорциям. Даже в авангардных вещах чувствуется классическое понимание гармонии, – рассказала она Metro. – Ленинградские вещи спокойнее, созерцательнее, мягче. У нас не любят обилия деталей, пестроты и громоздкости. Ключевыми словами я бы назвала «сдержанность» и «элегантность».
Мы попросили Анну Терещенкову рассказать нам о самых интересных работах, которые можно увидеть на выставке.
Браслет "Вестник", Олег Тихомиров
– Этот браслет стал визиткой выставки. Легенда о ковчеге и голубе-вестнике обрела современное пластическое решение. Крылья птицы золотит солнце, и в них же отражается синева неба. Очень динамичный образ птицы контрастирует с жёсткой формой деревянного ковчега.
Булавки из серии "Инопланетяне", Юта Паас-Александрова
– Юта Паас-Александрова – основатель ленинградской школы авторского ювелирного искусства, первый художник-ювелир, вступивший в Союз художников и получивший официальный статус художника. В серии "Инопланетяне" она фантазирует о том, как могли бы выглядеть представители другой цивилизации. И в целом футуристические темы, связанные с освоением космоса, были весьма популярны в советском искусстве.
Броши "Блокадная геометрия", Анна Терещенкова
– Мне всегда казалось, что такие сложные, драматичные темы, как война и блокада, не очень ювелирные. Как можно украсить человека, рассказывая о блокаде, смертях и разрушениях? Но это был вызов, и я решила попробовать. В такой работе важно найти точный образ, даже скорее символ. Результат – две броши, где я использовала рисунок заклеенного окна и противотанкового ежа, узнаваемые образы блокадного Ленинграда.
Колье из серии "Притяжение", Наталья Быкова
– В этой серии обыгрывается тема магнита, притянувшего случайную композицию из камней, гвоздиков, монет и всяких мелочей. Это направление называется реди-мейд, то есть художники в своих работах используют какие-то готовые, уже существующие объекты, придавая им неожиданное звучание.
Кольцо For Form Plasticiti, Наталья и Татьяна Тарасовы
– Для каждого автора важно найти собственную технологию, желательно, чтобы она была уникальная, авторская, не очень распространённая. Сёстры Тарасовы такую нашли – они создают свои изделия из специальным способом обработанной бумаги. Таким образом сделано и кольцо с янтарём, которое уже отметили на международном конкурсе в Гонконге, оно обошло кучу работ из золота и бриллиантов.
Композиция "Стройка", Виктор Сиваков
– По образованию Виктор Сиваков – театральный художник, поэтому многие его работы напоминают сценографию. Производственная тема была одним из фаворитов советского искусства, и обращение к теме строительства не удивительно. Но композиция решена очень легко, не серьёзно. Пространство населено крошечными человечками, некоторые из них погружены в работу, но некоторые и лодырничают! Размер работы – чуть больше 13 сантиметров.