Нетворкинг по-русски, или Как работает социальный лифт в России

Грамотно наработанные связи – основа успешного бизнеса и карьеры. Как работает социальный лифт в России и что делать для укрепления связей с людьми, обладающими ресурсами и властью, узнало Metro
Нетворкинг по-русски, или Как работает социальный лифт в России
Скриншот из фильма "Одиннадцать друзей Оушена"
Оушен из фильма "Одиннадцать друзей Оушена" виртуозно находит соратников, и нам есть чему у него научиться. Главное, объединяться с благими целями!

– Благодаря чему люди достигают экстраординарных результатов? – спрашивает у участников встречи клуба менторов Experum Александр Кравцов, ментор предпринимателей из списка Forbes и представителей власти. – До 20 лет – благодаря талантам, молодости и энергии, с 20 до 30 лет – благодаря своим компетенциям, а после 30 приходит понимание, что в сутках 24 часа и вам не объять необъятное, поэтому пора уходить от эксплуатации своих компетенций к эксплуатации компетенций других людей! 

Ментор напомнил строки из поэмы Маяковского "В. И. Ленин": "Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин – каждый дюжий ему господин и даже слабые, если двое". Эксперт объяснил, что в любые времена по-настоящему высокие цели достигаются в кооперации с другими людьми. 

– Это могут быть люди, на которых мы опираемся, или люди, с которыми мы объединяемся, – продолжил эксперт. – Но делать это нужно, учитывая нашу ментальность. 

По его словам, многие советы по нетворкингу, которые работают в Америке, не работают у нас, и наоборот. Например, американцы дружат широко, а не глубоко, а мы, наоборот, глубоко, а не широко. И чтобы "опередить американцев", нам нужно дружить и широко, и глубоко. Для этого расширить свой круг знакомств от среднестатических 100 человек до 1000 человек, с которыми будет достаточно плотный контакт. И не забывать их монетизировать. 

– Для успешной монетизации связей нам нужно пройти между двумя препятствиями, как между морскими чудовищами Сциллой и Харибдой. Первое препятствие – "чтобы что-то получить, сначала нужно дать", а второе – "чтобы что-то получить, нужно уметь брать", – рассказывает эксперт. – У американцев всё взаимодействие заключается в том, чтобы взять друг у друга как можно больше. А наши люди стараются сначала как можно больше отдать, а когда им ничего не дают в ответ, они обижаются. При этом сами никогда не попросят! "Никогда ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами все предложат и сами всё дадут", – слова Воланда в "Мастере и Маргарите" отражают нашу философию жизни. А ведь так говорят люди, которые в это время забирают то, что должно было достаться вам. Поэтому нам нужно у американцев поучиться брать. 

Цифра
1000
человек – именно столько плотных контактов имеют успешные люди по мнению Александра Кравцова.

Ещё одна особенность русской ментальности – в нашей стране не принято, чтобы люди сами себя представляли, хотя у тех же американцев это в порядке вещей. Поэтому на бизнес-мероприятия в России эксперт рекомендует ходить вдвоём.

– Второй человек будет вас со всеми знакомить, – поясняет специалист. – Люди будут думать, что он ваш личный помощник или организатор, и это придаст вес знакомству в их глазах. 

Также в России крайне важно, кто к кому пришёл, а в Америке это вообще не имеет значения. Там вы можете отправить Биллу Гейтсу деловое предложение, он может вам ответить, и вы с ним даже можете что-то сделать. А в России важно, чтобы не вы пришли к ним, а они пришли к вам. Поэтому нам крайне важно связующее звено в виде так называемого старшего товарища. 

– Многие думают, что социальный лифт – это механизм, а это на самом деле влиятельные люди, – говорит ментор. – Лифт как механизм может зажать, может поехать вниз. А старший товарищ может вас в персональном порядке протащить наверх. На моей памяти практически все, кто чего-то достиг, имеют старших товарищей, даже если они об этом не пишут в своих биографиях. Есть такое прекрасное выражение, что "за каждым великим мужчиной стоит великая женщина". Это так, но за ним точно ещё кто-то стоит, и этот кто-то – старший товарищ. Это обязательный атрибут успеха. 

Если в Америке старшим товарищем может быть любой, кто превосходит человека в одной конкретной области, которой он занимается, то для русского человека этого недостаточно, добавляет эксперт. В нашем случае предметная область не эффективна без сочетания с жизненным опытом человека. Поэтому старший товарищ должен превосходить нас вообще во всём. 

– Он должен быть из более высоких социальных групп, – объясняет Александр Кравцов. – Обычно такие люди существенно старше вас по возрасту, минимум на 10–15 лет, что снижает конкуренцию. Если в вашем взаимодействии кто-то захочет воспользоваться другим по американской модели, то у старшего товарища это получится лучше – в силу его опыта. Конечно, есть и молодые индустрии, где старшие товарищи могут быть младше, например ИТ-индустрия, но это исключение, а не правило.

Если человек по какой-либо причине не может найти старшего товарища, то, по словам специалиста, его могут заменить 10 соратников из вашей соцгруппы, которые отличаются функционалом. В качестве примера можно взять фильм "Одиннадцать друзей Оушена". 

– Чем старше человек, тем тема соратников становится более актуальной, потому что в 60 лет найти старшего товарища, который был бы ещё в строю, не так уж и просто.