Мы "запоем" смотрим сериалы – к такому выводу на днях пришли эксперты аналитической компании Morning Consult. Но Netflix этого не знал, когда решил уйти из России в начале марта. Дальше крупнейший стриминговый сервис опубликовал отчётность за I квартал 2022 года, которая оказалась негативной, – и понеслось... Акции рухнули, Билл Акман объявил о продаже своего портфеля...
Россияне играли важную роль
Вот так хлопнуть дверью перед носом части аудитории – это смелый поступок. А может быть, опрометчивый, безответственный, если вспомнить, что подписчики – это основа этого бизнеса, а менеджмент компании заявил, что есть проблема с оттоком.
Сухие цифры таковы. Новых пользователей добавилось 500 тысяч, что ниже прогнозируемых 2,5 млн. Приостановлен доступ 700 тысячам россиян. Прогноз на II квартал тоже неутешительный: сокращение до 219,6 млн, а это значит – вероятна потеря ещё 2 млн аккаунтов.
Ксения Лапшина, аналитик ФГ "Финам", считает – связывать негатив в отчётности Netflix'a с уходом из России не стоит, у стримингового сервиса и до того были проблемы, требующие решения.
– Что касается России, то вследствие ухода с российского рынка компания потеряла 700 тыс. подписчиков, что не так много – только 0,3% от общего числа платных подписчиков на текущий момент. Даже если этого не случилось бы, всё равно динамика подписчиков в I квартале оказалась бы хуже прогнозов. Так что конфликт на Украине не является для компании основной проблемой, на которую стоит обращать внимание и сетовать на неё. В первую очередь надо решать другие проблемы.
А вот Билл Акман, объявив о продаже акций компании вслед за негативной отчётностью, добавил дровишек в огонь, считают аналитики "БКС Мир инвестиций". Фонд Акмана (Pershire Square) владел с начала текущего года 3,1 млн акций (доля в компании 0,69%). Но избавившись от акций, Акман решился на убытки в 400 млн долларов.
И Netflix вдруг спохватился
Лет пять назад Netflix был на вершине. Достойных конкурентов на рынке стриминговых видеосервисов просто не было. Теперь ситуация меняется – отток клиентов не позволит и дальше держаться на повышении стоимости подписки.
– Сейчас Netflix начал мыслить в правильном направлении – как конкурировать с другими потоковыми сервисами, которые предлагают подписки по более низкой стоимости. Но вопрос в том, не поздно ли Netflix спохватился, – спрашивает Ксения Лапшина. – Впервые за десятилетие компания зафиксировала отток подписчиков и прогнозирует ещё более сильный. В I квартале сократилось число подписчиков в 3 из 4 регионов присутствия – Северной Америке и Канаде, Европе, Латинской Америке. И только в АТР выросло. Компания признаёт, что привлекать подписчиков становится всё труднее, и даже разнообразный контент, сериалы и фильмы с многомиллиардным бюджетом, видимо, не спасают.
Если не можешь привычно повышать стоимость подписки, понижай – видимо, так, вполне логично придумали, работая за немаленькую зарплату, выход из положения аналитики стримингового гиганта.
– Netflix сообщил, что планирует запустить новую подписку с показом рекламы, но по более низкой стоимости в течение 1–2 лет. Поможет ли это восстановить приток подписчиков, прогнозировать сложно. Пока сервис не запущен, сколько ещё может уйти подписчиков? По всей видимости, с такой же целью Netflix разрешил пользователям делиться своим аккаунтом с друзьями за символическую плату $2–3 в месяц, чтобы решить проблему незаконной передачи паролей от аккаунтов другим лицам и привлечь ещё хоть немного подписчиков, – добавила аналитик.
В духе советов HR-консультантов стриминговый сервис в кризисное время решил ещё и переквалифицироваться.
– Компания приобрела несколько студий разработки игр, запустила на своей платформе игры для детей. Также планирует запустить аналог TikTok для детей, – отметила аналитик.– Возможно, расчёт на то, что если взрослым подписка не нравится, то они хотя бы будут её покупать для детей, ведь ранее дети никогда не были для Netflix целевой аудиторией. А теперь станут. Но пока тоже неясно, принесёт ли это пользу. И в этом плане Netflix всё равно не догонит сервис Disney+, который в США признан лучшим развлекательным сервисом для детей – ведь у Disney есть мультфильмы.
Читайте также: Сколько зарабатывают гендиры крупных американских компаний