Нетаньяху вступил в конфликт с израильской армией

В последнее время в Израиле наблюдается новая и интенсивная эскалация на так называемом "восьмом фронте", возникшем между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и его правительством против руководства израильской армии и других служб безопасности
Нетаньяху вступил в конфликт с израильской армией
@ noamgalai/Shutterstock
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Архивное фото

Об этом пишет газета Asharq Al-Awsat.

Спор между двумя сторонами достиг такой стадии, что премьер-министр потребовал увольнения главного пресс-секретаря армии, контр-адмирала Даниэля Хагари.

Хагари, известный своей пропагандой в военное время и хладнокровием, является любимой фигурой в Израиле.

Согласно опросу, проведённому Израильским институтом демократии, подавляющее большинство израильских евреев, 87%, доверяют пресс-секретарю армии. Позднее это доверие снизилось до 67% и вновь возросло до 76%.

Но израильское правительство хочет уволить Хагари после того, как тот осмелился в прошлую среду раскритиковать так называемый "закон Фельдштейна", продвигаемый правительством. Этот закон защитит сотрудников оборонного ведомства от судебного преследования, если они передадут секретные разведданные премьер-министру или министру обороны без разрешения.

Отвечая на вопрос о законе, Хагари сказал, что рассматриваемая законодателями поправка "опасна для армии и безопасности страны".

На пресс-брифинге пресс-секретарь заявил, что закон направлен на защиту Эли Фельдштейна, пресс-секретаря Нетаньяху, и неназванного армейского резервиста в связи с их предполагаемой причастностью к утечке похищенной секретной разведывательной информации в иностранную прессу.

"Армия не скрывает информацию от политического эшелона. Армия работает в соответствии с политическим эшелоном для защиты Израиля", – сказал Хагари, отвечая на вопрос на пресс-конференции.

Он сказал, что "документ, о котором идёт речь, был доступен соответствующим органам в канцелярии премьер-министра", имея в виду утечку секретной информации.

"Этот закон очень опасен, потому что он создаст ситуацию, когда любой младший офицер в армии сможет, основываясь на своём личном суждении, украсть документы или разведывательные материалы из армии", – продолжил он.

Заявления Хагари были встречены критикой со стороны правительственных чиновников, в том числе министра обороны Исраэля Каца.

"Критика армейского представителя в адрес политического эшелона и законодательного процесса в Кнессете – это серьёзный инцидент и полное отклонение от его полномочий и того, что разрешено и ожидается от человека в форме в демократическом режиме", – сказал Кац.

Кац пригрозил, что примет "дисциплинарные меры" против Хагари за его комментарии "как можно скорее".

Даниэль Хагари также подвергся критике со стороны правительства и нескольких депутатов, которые заявили, что он "вышел за рамки своих полномочий", критикуя закон.

В своём заявлении Нетаньяху сказал: "Хорошо, что армейский представитель был поставлен на место, чтобы гарантировать, что подобные заявления больше не прозвучат".

Он добавил: "В демократической стране военные не должны вмешиваться в политические дела и уж тем более не должны критиковать законодательство".

Спикер Кнессета Амир Охана на пресс-конференции заявил, что в демократической стране военные не критикуют законодательный процесс в парламенте.

"Армия может выразить свою позицию в комиссии Кнессета, которая готовит закон, как она делала это бесчисленное количество раз в прошлом и как это делают все государственные органы, которые контролируются Кнессетом или которых затрагивает законодательство", – сказал Охана.

Министр национальной безопасности Итамар Бен Гвир связал критику Хагари с тем, что генеральный прокурор Гали Бахарав-Миара инициировал расследование в отношении сотрудников полиции, которые выполняли приказы Бен Гвира о распределении оружия в нарушение существующих правил.

"Дух генерального прокурора просачивается в армейскую пресс-службу", – сказал Бен Гвир. Когда Хагари видит, что генеральный прокурор игнорирует правительство, он также игнорирует министра обороны". Полное "глубинное государство" – только на этот раз уже с самого начала».

Министр внутренних дел Моше Арбель сказал, что заявление Хагари – это очень серьёзное пересечение красной черты.

"Никто в военной форме не имеет права публично высказывать своё мнение по политическим вопросам, какой бы ни была его позиция, особенно если она противоречит позиции соответствующего министра", – сказал Арбель.

В свою очередь министр финансов Бецалель Смотрич заявил: "У Израиля есть армия, а не наоборот".

В ответ на критику израильская армия выступила с заявлением, в котором говорится, что "начальник штаба Герци Халеви сделал выговор представителю армии за его ответ на вопрос о законе о передаче секретной информации премьер-министру и министрам во время пресс-брифинга, в котором он превысил свои полномочия".

В заявлении добавляется, что армия "не критикует законодательную власть, а доносит свою позицию до политического руководства с помощью соответствующих механизмов".

Позже Хагари выступил с личным заявлением, в котором извинился за свои высказывания.

"В своём сегодняшнем выступлении в ответ на вопрос я превысил свои полномочия в качестве официального представителя армии, за что получил выговор от начальника штаба. Израиль – демократическая страна, и армия подчиняется политическому руководству".

Он добавил: "В сотнях заявлений и вопросов, на которые я отвечал с 7 октября, я сохранял профессионализм".

В среду Кнессет одобрил в предварительном чтении так называемый "законопроект Фельдштейна".

Он был внесён депутатами Кнессета Ханохом Мильвидским и Амитом Халеви, представляющими партию Нетаньяху "Ликуд".

Законопроект приняли 59 голосами из 120 "за" при 52 "против".

Законопроект был принят в связи с появившимся несколько месяцев назад "делом о секретных документах", в рамках которого Эли Фельдштейн, представитель Нетаньяху по вопросам безопасности, и советник Йонатан Урих были причастны к предполагаемой утечке документов военной разведки.