Предприниматель Вик Довнар разобрался в площадках маркетплейсов настолько, что написал книгу "Антимаркетплейс. Как создать прибыльный бизнес в условиях господства онлайн-площадок" и объявил себя антимаркетплейсером. Если кратко, то выступает Вик за продажи без всем известных площадок – Amazon, Ozon, Wildberries, "Яндекс.Маркет" и подобных, о возможностях которых в современных условиях мы как раз и решили с ним поговорить.
Начали разговор с позиции клиентов, удивлённых, но хранящих надежду, что "всё вернётся, всё ещё вернётся...". Вик Довнар подтвердил, что возвращение товаров ушедших брендов, например IKEA, ZARA и т. д., будет массовым – через параллельный импорт. А основную роль будут играть в данном процессе маркетплейсы.
– По данным "Коммерсанта", – уточнил эксперт, – "Яндекс" создаёт целую структуру под это направление. Первую партию под марками ушедших брендов удалось привезти и растаможить. Ozon также идёт в этом направлении. Возможно, скоро на площадке появятся товары даже люксовых брендов. В то же время Wildberries пока не делал официальных заявлений. И это при том, что товары Zara и других брендов, входящих в группу Inditex, вовсю продаются на маркетплейсе.
Однако Вик Довнар предупредил, что картина не однозначно радужная.
– Первый минус в том, что потребителю будет сложно отличить оригинал от подделки, – объяснил Довнар. – Особенно товаров массмаркета. Фактически на Wildberries и раньше продавался контрафактный товар под видом брендов. Сейчас его станет в разы больше.
Эксперт предупредил, что приведёт всё это к обесцениванию брендов.
– Означает этот процесс девальвацию ценности брендов. Посмотрите на Турцию, – продолжил он. – Все с ног до головы увешаны брендами. Посмотришь на официанта в стамбульской забегаловке в одежде Prada и Gucci, которая стоит более 2 млн рублей, и ужаснёшься. В реальности он купил подделки в местном магазине за бесценок.
По мнению Вика Довнара, товары на полках будут, но процент подделок заметно увеличится.
– Ввозить оригинальную продукцию дорого и опасно. Чем больше будет девальвироваться ценность брендов, тем меньше в нашу страну будет приходить оригинальных вещей. Особенно если государство не начнёт жёстко регулировать ввоз подделок, – отметил эксперт. – А надежды на регулирование мало, ведь взаимодействия с оригинальными брендами у нашей страны официально нет.
Второй минус эксперт увидел в том, что отечественное производство в данной ситуации развиваться не будет:
– Открывая двери Китаю и запуская цепочку ввоза дешёвых, не всегда качественных товаров, мы перестаём развивать отечественных производителей.
Однако цифры показывают, считает эксперт, что российские предприниматели хорошо зарабатывают на уходе брендов и смысла ввозить заморские товары обходными путями нет.
– Что случилось после того, как мировые бренды стали уходить из России? Например, на рынке одежды и особенно отечественных производителей случился огромный рост. По данным cloudpayments, в мае текущего года спрос на одежду российских брендов в онлайне существенно вырос по всем показателям: онлайн-оборот – на 61%, количество транзакций – на 41%, а средний чек – на 20%. Если смотреть в разрезе года с мая по май, количество транзакций российских брендов одежды увеличилось на 124%. У меня также есть данные по WB на апрель. Рост продаж отечественных брендов вырос на 123%.То есть по факту российские предприниматели хорошо зарабатывают на уходе брендов. Так зачем нам тогда ввозить товары ушедших компаний обходными путями? Есть ли в этом экономическая целесообразность?
Более того, Вик Довнар назвал решение на параллельный импорт ошибкой, из-за которой оригиналы могут и не вернуться, а российские предприниматели в итоге проиграют.
– Я считаю, что повсеместное разрешение параллельного импорта – ошибка со стороны правительства, губительная для экономики. Вместо шанса создать много качественных российских брендов, которые потеряли возможность масштабироваться на другие страны, мы открываем канал нелегального ввоза чужих брендов.
Во-первых, это нечестно. И создаёт прецедент для невозврата оригинальных компаний. Во-вторых, маркетплейсы будут довольны. Но российский потребитель и российский предприниматель в итоге проиграют.
Эксперт считает, что российским предпринимателям нужно строить свои собственные сильные бренды, меньше размещаться на маркетплейсах и развивать подконтрольные себе каналы продаж.