Неочевидные советы от психолога, как родителям с детьми подготовиться к школе за лето

Metro изучило книгу Анны Быковой "Школьники ленивой мамы" и теперь знает ответ, как подготовить к первому классу детей и особенно родителей
Неочевидные советы от психолога, как родителям с детьми подготовиться к школе за лето
Pixabay.com
Подготовку ребёнка к школе стоит начинать не в ночь перед "экзаменом".

Самостоятельная работа: выбираем школу

Показатели успеваемости учеников, процент поступления в вузы, регалии учителей – сравнивая параметры разных школ, родители забывают главное. Хорошая школа должна быть рядом с домом, ведь первокласснику сложно вставать на полтора часа раньше. Анна Быкова, практикующий психолог, советует обратить внимание на следующие аспекты.

"Психотип" школы. Психолог предлагает ответить на вопрос: если бы школа была человеком, какой бы она была? "Звёздная" школа нацелена на медали, победы и призы. "Дружелюбная" ценит комфорт учеников. "Правильная" воспитывает порядок и дисциплину, а "творческая" делает ставку на влюблённость школьников в науку или искусство.

Школьный туалет. Ребёнок, который хочет в туалет, не может думать о математике. "Уютные туалеты для психологического комфорта школьников даже важнее, чем уютные классы", – отметила Анна Быкова.

"Совместимость" учителя с ребёнком. Хороший профессионал найдёт подход к любому, но наша задача как родителей – "подстелить соломки", ведь у детей и педагога может быть разный темперамент. Например, медлительный ребёнок может раздражать резкого педагога. 

Психолог знает, как сделать жизнь родителей и первоклашек спокойнее и комфортнее.
Предоставлено издательством Бомбора
Психолог знает, как сделать жизнь родителей и первоклашек спокойнее и комфортнее.

Работа в паре: определяем, насколько ребёнок готов к школе

Психолог не согласна с уравнением: умеет читать и писать – значит, можно поступать в первый класс. Чтобы определить, насколько ребёнок психологически готов к школе, Анна Быкова советует учесть много факторов. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Мотивация. Если ему нравится узнавать что-то новое, он высоко оценивает статус первоклассника и деловито выбирает рюкзак и тетрадки для учёбы – идти в школу самое время.

Навыки. Самое сложное – высидеть за партой целый урок. А кроме того, выполнять задание по образцу, рисовать карандашами и вырезать ножницами, находить сходства и различия предметов.

Самоконтроль. Ребёнку не так просто понять, почему нельзя вскакивать с места без разрешения взрослого, выбегать из класса, если чем-то недоволен, залезать под парту, если скучно. Способность усвоить эти правила – признак того, что он созрел для школы.

Работа в паре: развиваем познавательную активность

"Информационный потоп" и "информационный вакуум" – две крайности, в которые бросает родителей первоклассников. В первом случае детей наполняют знаниями с пелёнок, во втором – отмахиваются: "Вырастешь – узнаешь". Анна Быкова предупреждает: оба случая губят естественный интерес ребёнка к изучению мира. 

Поддерживает ребёнка, по мнению эксперта, следующих подход:

Своевременность. В определённом возрасте у ребёнка включается познавательный интерес, и он начинает задавать вопросы. 

– Важно не упустить этот момент: стимулировать ребёнка к самостоятельному поиску ответов, или погружаться в информационный сёрфинг вместе, – уточнила Анна Быкова.

Системность. Изучать состав вулканической лавы нужно тогда, когда ребёнок имеет представление о вулканах. 

– Важно начинать с малого, – объяснила эксперт, – учить соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, обобщать и понимать простые причинно-следственные связи.

Подача через знакомое. Психолог считает, что нужно говорить ребёнку незнакомое слово, например "это сфинкс", объяснять через понятные сравнения: "это кошка. Вот такая лысая порода. Какие ещё породы ты знаешь? Она называется сфинкс, как чудовище из египетских мифов – помнишь, мы с тобой читали? Давай найдём картинку. Как думаешь, похоже?

– Я пока не придумала, каким образом могу повлиять на всю систему образования, перестроить её таким образом, чтобы каждому ребёнку было в ней комфортно. Но я знаю, что все тяготы школьной жизни, все недостатки системы ребёнок сможет преодолеть при наличии адекватной поддержки.
Анна Быкова, психолог, автор книги "Школьники ленивой мамы".