– Десять лет назад я полетела в Пакистан, а там 55 градусов жары, вот уж чего я не ожидала, – разводит руками Лучана Дуарте, Amazonia Design, кандидат технических наук, научный сотрудник. – Оказалось, это был период, когда страну настигла аномальная жара. Подобные явления в мире возникают не просто так – по исследованиям бразильских учёных, температура будет повышаться каждые 20 лет на 3 градуса.
По её словам, эти изменения учитывает современная мода – в будущем мы будем носить больше одежд белого цвета и рабочие комбинезоны с рюкзаками, в которых поместится всё на случай апокалипсиса. Наборы для выживания уже сейчас становятся актуальными – например, в Японии их раздают в школах, и постепенно этот стиль переходит в моду, забирая с собой технические аксессуары.
На слайдах бразильского дизайнера – тропики и жёлтые спасательные жилеты. Она считает, что одежда будущего соткана из тканей, которые защитят нас от УФ-лучей, насекомых, дождя и статического электричества. При этом она должна быть тёплой: постепенно люди меняют образ жизни на ночной. Покупать одежду мы будем меньше, заботясь об экологии.
В реальной жизни вообще перестанет быть важным, как мы выглядим, – самое интересное будет происходить в реальности виртуальной, в которую люди будут пристально всматриваться через очки VR.
Кстати, очки, как считают все спикеры, появятся почти у всех, как сегодня мобильные телефоны. Вот в этих очках мир будет цвести фантастическими цветами, а модные дизайнерские дома – биться за потребителя, создавая самые безумные коллекции в стиле футуризма.
– Кстати, уже сейчас, оказывается, шьют одежду с фишками, которые могут увидеть только избранные. Естественно, через очки виртуальной реальности, – говорит Metro Настасья Некрасова, 3D-дизайнер одежды, и очень радуется, что свою коллекцию может поместить на флешку. – Я делаю модели в 3D, а потом их отшивают. В будущем мода станет более персонализированная. Будем покупать то, что станем носить. Для больших производств перестроиться не так-то просто, а вот для маленьких брендов – это большой шанс. Некоторые бренды уже работают по этой технологии. 3D-изображение лучше экскиза – понятнее, объёмнее. Вещь со всех сторон можно разглядеть. И конечно, дизайнерам будет помогать ИИ. Уже сейчас мы в компании разрабатываем принты с его помощью, но особо полагаться на него я бы не советовала, как помощник он неплох, но без человека вряд ли сможет творить моду.
– В будущем всё будет демократичнее и моду сможет создавать любой интересующийся, – к разговору подключилась Валерия Титова, нейрохудожница. – Уже сегодня бабушки умеют договориться с чатом GPT, а скоро они смогут и заказывать ему принты на одежде. В модной индустрии нас ждёт феноменально интересное будущее! Представьте, что каждый талантливый человек будет носить одежду со своим неповторимым принтом! Какое разнообразие! А ИИ станет частью разных программ для специалистов – 3D-дизайнеров, программистов на фабриках. Мы будем им пользоваться нативно, как сейчас социальными сетями.
Валерия делает паузу и добавляет:
– Только если мечтаете об ИИ и очках дополненной реальности, знайте – вы уже на тёмной стороне силы. Для этих технологий нужны огромные мощности и очень много электричества, ни о какой экологичности тут речи нет.
Спикеры сошлись во мнении, что ткани для одежды будущего будут только из экологичных материалов. Некоторые компании уже сейчас тестируют с/х отходы на предмет пригодной целлюлозы, из которой смогут добывать волокна, подходящие для производства искусственного шёлка. Для материалов помимо отходов будут использовать и вторичные продукты, а первичные сырьевые материалы сократятся. Одежду будут собирать из переработанных бутылок, банок, пластика, бумаги. А растения привлекут к окрашиванию – сейчас есть технологии, когда краску для тканей добывают из водорослей.
Фернанда Невеш, основатель Мозамбикской недели моды (Mozambique Fashion Week), отметила, что в будущем в моде первые места займут технологии, появятся "умные" ткани и материалы с определёнными сенсорами и нанотехнологиями, а дизайнеров будут привлекать космос и произведения современного искусства. И добавила, что хотя в Мозамбике далеко не в каждом регионе есть Интернет, а про ИИ и вовсе мало кто знает, её это не беспокоит – ведь пока мировые державы соревнуются в гонке технологий, в её стране модная индустрия развивается, талантливо вплетая в свои коллекции национальные культурные коды.