Metro побывало на репетиции пьесы "Лабиринт желаний" и делится своими впечатлениями.
В зале – импровизированная сцена, пространство, где участники лаборатории – обычные ребята, а не профессиональные актёры, – держат в руках телефоны и с них читают текст.
Идёт предпоследняя репетиция перед показом.
– София, что это за место? Магазин желаний? – спрашивает подругу Айна, озираясь.
– Да! Посмотри, это последний тренд – "Бокс X". Этот набор обещает сделать тебя счастливой, – отвечает София. – Я не верю, что счастье можно купить!
Меж тем София показывает покупки: "Взгляни! Я купила этот ароматный диффузор, и он просто меняет мою жизнь! Маленькая вещь, которая даёт чувство удовлетворения!"
Этот и остальной текст пьесы написала нейросеть ChatGPT 4.
Я разыскала Алека Петука, художника и режиссёра пьесы. Он рассказал, как создавался шедевр.
– Думая над сюжетом, мы провели коллективное голосование и по его итогам выбрали для потенциальной пьесы три направления: "искусство", "любовь" и "счастье", – говорит Петук. – В ответ нейросеть выдала нам 25 вариантов сюжета и названий – мы выбрали один. Эта пьеса написана за три дня. В такие короткие сроки это стало возможным лишь с чатом GPT. И это произведение – новая форма искусства.
Нейросеть создала 10 персонажей – все они жители прекрасной России будущего, разных национальностей и интересов, которые действуют "на автомате" и как будто мыслят лишь стереотипами, потому что текст до тошноты штампованный. Сразу ощущается: человеческого тут ни капельки.
Вот Лариса, которая ничего не умеет, кроме как кривляться на камеру мобильного и кайфовать от мнения подписчиков. Ильяс, невероятно инфантильный молодой человек, – расставшись с подругой, ударяется в буддизм, чтобы хотя бы чем-нибудь заполнить пространство своей жизни. София, его бывшая, она же будущая, которая, не понимая любви, живёт в вакууме собственных привычных шаблонов. Зарина, художница, которая пишет картины, не понимая сути искусства. Шифра, её менеджер, в глазах которой, как у мышонка из "Микки Мауса", при виде картин лишь деньги. И среди всех этих персонажей в чёрном трико с бледным лицом ходит немой мим – это Счастье. Оно то показывается, то прячется, но существует будто в параллельной вселенной.
Россияне своего счастья не замечают. До тех пор, пока в их город не приезжает магазинчик, где, как ни странно, это самое счастье можно купить.
– Перепроизводство в искусстве нейросеть поняла как старый конфликт между счастьем и потреблением, – объясняет хитросплетения сюжета Алек. – Поэтому написала такие сцены, например, про художницу, которая спорит со своим менеджером о том, продаётся ли искусство, или где герои Софии и Ильяса рассуждают о том, что такое любовь, – в свободе ли она или в простых бытовых мелочах.
Сцен в пьесе десять. Каждая разворачивается на фоне картинки, которую демонстрирует из зала проектор.
Это типичные изображения мест действий пьесы. Мастерская художника, где холсты и открытое окно, за которым, конечно же, деревья. Или улица, безусловно, европейская с брусчаткой, уличными кафе и красными крышами.
Видеоряд, как и музыку, тоже сгенерировала нейросеть.
Ещё она придумала неологизм: улучкаться. А участники лаборатории превратили его в действие. Вот как я увидела неологизм. Это своего рода объятия, только похожие на петушиные бои: руки назад, грудь вперёд, а дальше – малоприятные светские поцелуи без прикосновений, как притворный элемент вежливости тех, кто вроде как хочет соблюсти этикет, но при этом показать презрение друг к другу.
– Нет, – говорит Metro Дмитрий Сошников, ведущий эксперт по ИИ, доцент МАИ/НИУ ВШЭ. – Понятие "улучкаться" вы не так поняли! Мы спросили нейросеть, что означает это слово. Она ответила, что оно произошло от "луча". Это тёплая процедура, которая согревает сердца и души людей.
– Понимаете, – продолжает Алек. – Мы всё время в жизни куда-то спешим и задуматься о счастье не успеваем. Современное искусство – это и есть та самая остановка, которая даёт возможность человеку понять, что происходит вокруг. И видите, то же самое о нас, о людях, думает нейросеть. Она ведь у нас учится, вот, просчитав множество вариантов, она выдала именно такой сценарий. Возможно, так она о нас заботится.
В конце пьесы персонажи приходят к самым простым и банальным истинам: "мир меняется так быстро, что мы теряемся, забывая о счастье", "я слишком увлекаюсь своим блогом, не вижу перед собой настоящее", "я слишком зависима от покупок, это лишает меня настоящего счастья".
Только герои произносят свои реплики и улучкаются, как на экране появляется само Величество нейросеть: дева цвета фуксии с беби-фейсом сообщает, что её счастье – прислуживать человечеству, находить, объяснять, помогать. Вот что делает её истинно счастливой.
– Мы хотели проверить, может ли нейросеть заменить сценаристов. Нет, не может, но её плюс в том, что она может масштабировать искусство или сделать его динамичным, создавать новые формы спектакля вместе со зрителем, – говорит Дмитрий. – Идея написать пьесу с ИИ пришла мне два года назад, и вот мы, совсем разные люди, собрались вместе и очень продуктивно пообщались. Вот и плюс нейросети – она людей объединяет.
Премьера состоится 1 октября в Московском музее современного искусства по адресу Ермолаевский переулок, 17 – с 17:00 до 19:00, по регистрации на сайте музея.