Каменная архитектурная Россия последней четверти XV – первой трети XVI веков была во многом итальянской: Иван III и Василий III неоднократно приглашали на Русь итальянских зодчих. Их потомок, царь Иван IV, в массовом сознании известный как Иван Грозный, вырос среди их строений: жил во дворце, построенном итальянцами, молился в итальянско-псковских храмах, обдумывал свои походы в Московском Кремле с построенными "фрязинами" (так называли на Руси итальянцев) башнями. В эпоху его правления храмовое строительство приобрело особые масштабы и неповторимый стиль, соединивший западную и древнерусскую архитектурные традиции.
– Иван Грозный отличался яркой религиозностью, поэтому строительство храмов было его своеобразной "обетной" политикой, – рассказал Metro Анатолий Оксенюк, историк, замдиректора по научной работе Музея архитектуры. – При Грозном присоединяются новые территории, начинается экономический рост, что позволяет вести массовое каменное строительство: возводят как по итальянским традициям из кирпича, что началось в предыдущую эпоху, так и возвращаются к древнерусскому белому камню.
Интересно, что точное количество сохранившихся в Москве соборов эпохи Ивана Грозного специалистам неизвестно.
– По сравнению с предшествующим периодом, их довольно много – несколько десятков, – рассказала Metro куратор выставки Юлия Ратомская, учёный секретарь Музея архитектуры. – Многие не имеют документальных датировок, и поэтому годы их создания определены по композиционным, объёмно-пространственным, стилистическим и технологическим особенностям строительства.
Самый известный среди храмов эпохи Ивана IV – конечно, собор Покрова на Рву, больше известный как собор Василия Блаженного. Он сохранился до нашего времени в наименее изменённом с момента постройки виде. Правда, поначалу он был не таким пёстрым и выглядел "строже". Это хорошо видно на представленных в экспозиции архитектурных реконструкциях, выполненных архитектором-реставратором Владиславом Рябовым, много лет изучавшим памятники этого периода. Реконструкции сделаны в качестве иллюстраций к книге о соборе Покрова на Рву доктора искусствоведения Андрея Баталова. Они позволяют довольно точно представить, как храм существовал в менявшемся со временем архитектурном окружении.
– К нему пристраивали новые приделы, в частности придел Василия Блаженного, давший собору второе имя, – показывает на рисунке Анатолий Оксенюк. – Вместо звонницы построили шатровую колокольню, которую мы видим сейчас.
До сих пор остаётся тайной имя автора проекта собора. Сложившееся в конце XIX века представление, что его архитектором был псковский мастер Барма Постник, или Постник Яковлев, сегодня подвергается сомнению – не говоря о мифе о его ослеплении. Композиция, декор и строительные приёмы собора Покрова на Рву говорят о том, что его автор воспитывался в североитальянской культурной среде.
Храмы в эпоху Ивана Грозного строили, конечно, не только в Москве. Удивительно, но сохранил до наших дней свою сложную архитектуру и построенный на вклад Ивана Грозного Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря, несмотря на непростую историю места.
– Сам собор достаточно компактный, но для него характерна многопридельность, которая была обусловлена массовой канонизацией русских святых при митрополите Макарии, – рассказывает Анатолий Оксенюк. – По собору видно, что его первоначальный план не предполагал множества приделов, а когда выяснилось, что они нужны, их стали возводить буквально на чердаке: они находятся над сводами по всем четырём сторонам храма.
Многопридельные храмы – черта именно грозненской архитектуры: приделы соединяли несколько архитектурных объёмов в одну композицию.
В Музее архитектуры говорят, что хотели показать широту и разнообразие всего русского средневекового зодчества, которое не ограничивалось Московским Кремлём, собором Покрова на Рву, храмами в Коломенском и Владимире.
– Есть много центральных памятников, а есть те, которые существуют в их круге, – говорит Анатолий Оксенюк. – Мы хотим показать и такие, неочевидные шедевры.
Среди таких малоизвестных, но очень интересных храмов – Борисоглебский собор в Старице (1556–1561 гг.), которому на выставке посвящён отдельный зал и который можно назвать одной из главных загадок грозненского строительства. Это единственный пятишатровый каменный храм древнерусской архитектуры. Он был разобран по причине ветхости в 1803 году, но, как оказалось, совсем бесследно не исчез. Возвели его в уделе родственника Ивана IV, князя Владимира Старицкого, который мог бы занять место царя в случае его смерти, так что собор был с претензией на "столичность". Сохранилось лишь одно изображение его фасада, поэтому архитекторы до сих пор гадают о его конструктивных особенностях. А всем остальным будет интересно поломать голову над историей уникальных керамических фасадных изразцов, которые больше нигде не встречаются в ту эпоху и сразу задерживают взгляд посетителя выставки.
– Фасадные изразцы такого размера появились в русской архитектуре значительно позже, в XVII веке, – говорит Анатолий Оксенюк. – Их иконография близка к западным образцам, поэтому есть версия, что для их создания пригласили, предположительно, немецких мастеров.
Два представленных на выставке керамических образа сейчас хранятся в Государственном историческом музее, а ещё два, как выяснилось относительно недавно, находятся на стенах Успенского собора в подмосковном Дмитрове. Как они там оказались – ещё одна загадка.