Выставка "После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством" объединила полотна из фондов Пушкинского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея в Санкт-Петербурге, а также большого количества музеев из разных городов России и собраний частных коллекционеров.
– Да, часть из представленного вы можете увидеть в галерее в любое время, но в таком формате появляется новый контекст, – рассказывает куратор выставки, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Анна Познанская. – У нас давно было желание сделать что-то подобное. И ведь обычно в музеях всё висит по направлениям, стилям или по коллекциям, но теперь мы наконец показали по годам, показали, как меняется искусство.
К хронологическому путешествию добавился и совершенно новый охват – специально для выставки в залах представили и русских художников. Среди картин Моне, Гогена, Ван Гога и Матисса появились Тархов, Коровин, Василий Рождественский, Михаил Иванов, Борисов-Мусатов.
И лично для меня эта выставка – в пользу последних. Знакомство с "Ван Гогом по-русски" (искусствоведы простят мне такое ругательство?) стало ценным обогащением моего культурного багажа. И не только с Ван Гогом – ещё с по-русски эфемерными улицами Моне, натюрмортами Матисса, символизмом Пюви де Шаванна...
Здесь наши живописцы с европейскими сталкиваются, хотя лучше сказать – ведут диалог, на расстоянии пары метров друг от друга.
Но точку в выставке ставит... кто бы вы думали? Кандинский. Потому что здесь происходит важный художественный поворот, и история о том, как мы учились живописи за рубежом, завершается отечественным новаторством.
– Кандинский начинает как представитель немецкого экспрессионизма, но идёт по своему пути и раньше, чем европейские коллеги, приходит к идее абстракции, – объясняет Анна Познанская. – У него, конечно, переработана тема доминирующего насыщенного цвета, позаимствованного из модернизма, но он эту идею доводит до точки, практически лишает картину содержания и доводит живопись до содержания линий и пятен... И собственно, так Кандинский становится родоначальником абстрактной живописи. Она потом появится в Европе, но всё-таки это будет уже не 1911 год...