Эмманюэль Сенье, "Девятые врата" (1999)
В мистическом триллере по книжному детективу Артуро Переса-Реверте Роман Полански снял свою жену и музу Эмманюэль Сенье. Она появляется в образе загадочной зеленоглазой незнакомки, которая представляется главному герою в исполнении Джонни Деппа как студентка, изучающая литературу. Конечно, с самого начала ясно, что с этой красавицей, до конца остающейся безымянной, что-то не так.
Герой Деппа ищет старинные гравюры, по преданию, созданные при участии самого Люцифера, и по ходу поисков совершает всё более скверные поступки. Переход морального горизонта событий (и открытие врат ада) знаменует неистовый секс, в ходе которого Сенье превращается в одержимую огненную фурию. Это, чёрт побери, по-настоящему страшная сцена! Хотя героиня носит условное наименование "Вавилонская блудница", мы остаёмся с ощущением, что это и был Князь Тьмы.
Розалинда Челентано, "Страсти Христовы" (2004)
Библейская фреска Мела Гибсона о последних двенадцати часах земной жизни Иисуса потрясла публику документальным реализмом. Пронёсся слух, что сам папа римский сказал после просмотра фильма: “Так всё и было на самом деле”. В фильме говорят на древнеарамейском языке, никогда прежде не звучавшем с экрана, а дьявол каноничен как никогда: Гибсон напоминает, что ангелы, каким когда-то был Люцифер, лишены пола.
Дочь Адриано Челентано Розалинда сыграла именное такое андрогинное существо, даже голос актрисы мог принадлежать равно мужчине и женщине. Почти безмолвное присутствие Искусителя в чёрном навевает ощущение сверхъестественного ужаса. Это один из самых страшных дьяволов, появлявшихся в кино.
Сильвия Пиналь, "Симеон столпник" (1965)
Последний фильм, снятый киноклассиком Луисом Бунюэлем в родной Мексике, представляет собой сатиру на современную жизнь и фанатичную религиозность одновременно (оба явления он без устали критиковал). Симеон стяжает венец мученичества, но равнодушен к людям. Его торчание в пустыне на столбе бессмысленно, это и пытается доказать ему злой и весёлый дьявол в сексапильном обличье Сильвии Пиналь – дивы эпохи золотого века мексиканского кинематографа.
Шаловливый сатана преуспевает, Симеон слезает со столба, видимо, решив, как писал советский поэт Николай Глазков: "Веду я жизнь анахорета, // А на хер это?" Вместе с Симеоном дьявол оказывается в модном клубе 1960-х, в чаду ночной жизни, где Симеон начинает тосковать по своей несостоявшейся святости. Он хочет вернуться в пустыню, но в финале Бунюэль сворачивает с нигилистской тропы на печально-философскую, и дьявол отвечает, что поздно: "Там уже кто-то другой".
Элизабет Хёрли, "Ослепленный желаниями" (2000)
В 1967 году дуэт великих британских комиков – Питер Кук и Дадли Мур – пересказали "Фауста" Гёте на современный лад, поместив действие в свингующий Лондон 1960-х, где богемная жизнь била ключом и соблазны поджидали на каждом шагу. Получилась философская комедия абсурда, в которой Кук сыграл великолепного дьявола, сломав сразу все старые каноны. Вместо мрачного незнакомца с бородой, к которому человечество привыкало столетиями, Кук изобразил ироничного скользкого красавчика с садистским чувством юмора. Сопровождала его компания смертных грехов. Похоть сыграла “девушка Бонда” Рэкел Уэлч. Танцующая на вечеринке в красном бикини секс-бомба стала одним из самых ярких символов 1960-х.
Американский ремейк, появившийся в начале нулевых, лишился философии и абсурда. Это грубоватая, но смешная комедия, в которой Похоть "выросла" до Люцифера. Дьявола в женском обличье сыграла супермодель Элизабет Хёрли, на удивление отлично справившаяся с ролью. Это забавный и симпатичный дьявол, меняющий один красный наряд за другим.
Для одной из сцен в качестве прямой цитаты из оригинала скопировали бикини и причёску Рэкел Уэлч. До культового образа не дотягивает, но Хёрли стала лучшим украшением фильма.
Джулиетт Хаттон, "Последнее искушение Христа" (1988)
Экранизация романа Никоса Казандзакиса, которую Мартин Скорсезе годами не мог "пробить" в Голливуде, вызвала невероятный скандал. Христианские группы выходили на демонстрации, призывая бойкотировать премьеру, а массовая критика не утихает и по сей день. Чувства верующих оскорбил образ Христа, который показан обычным человеком, подверженным соблазнам земной жизни. В пустыне он подвергается разным искушениям – духовной и светской властью над людьми, богатством, сексуальным удовольствием, но отвергает каждое подношение дьявола, появляющегося в образе змеи, льва и огненного столпа.
Соблазн, которому Иисус не может противостоять, – нормальная человеческая жизнь, без мучений и жертв, красота природы, семья, дети и спокойная старость. Всё это предлагает ему ангел, который выглядит очаровательной маленькой девочкой с нежным успокаивающим голосом. Это светоносное создание и есть Люцифер. Дьявола показывают зловещим, но, оказалось, что настоящий соблазн, как в исполнении юной Джулиетт Хаттон, выглядит невинно.