Композитор великих идей
Как рассказала Metro специалист по истории и музыке Германии XIX века Мария Залесская, о немецком гении остались самые противоречивые свидетельства современников. Несомненно одно – это был фанатик своего дела.
– Он считал, что несёт миссию спасения человечества. Отсюда идёт его резкое неприятие любой критики. Вагнер был поборником так называемой религии искусства. То есть когда искусство просто не имеет права быть сферой развлечения, оно должно воспитывать, поднимать человека, – поясняет она.
Залесская рассказала о показательной в этом плане дружбе Вагнера с королём Баварии Людвигом II.
– Можно сказать, что в духовном плане не монарх покровительствовал композитору, а наоборот. Людвига захватила идея высокого искусства, и он считал, что вместе с Вагнером они начнут спасать человечество – сначала в маленькой Баварии, а дальше во всём мире.
Эксперт считает, что следует разделять Вагнера как человека и как художника.
– Как художник он был устремлён куда-то в сверхнебесные сферы, а как человек с трудом стоял в жизни на ногах, постоянно находясь в долгах из-за своей расточительности, привычки к роскошному образу жизни. Можно сказать, что как у человека и как у художника у него были прямо противоположные идеалы.
Историки склонны приписывать Вагнеру два греха: антисемитизм и любовь к его музыке Гитлера.
– Хотя Вагнер, безусловно, рос в среде, где антисемитизм проявлялся на бытовом уровне, он никогда не нёс его в массы. Эти слухи распускала его невестка, с которой он был не в лучших отношениях, – сказала Залесская. – Впрочем, время всё сглаживает. Сейчас его ставят во всём мире. Вагнер со своими мессианскими идеями будет актуален всегда. Эта музыка гениальна, она вечна. Если посмотреть, главная идея всех его опер – это идея искупительной любви. Любовь как жертва. Что может быть выше?
Имя великого композитора и сейчас у всех на слуху по далёкой от искусства причине. Как рассказал Metro кандидат социологических наук Тимофей Башлыков, ЧВК "Вагнер" получила своё название благодаря одному из её основателей, бывшему кадровому офицеру Российской армии Дмитрию Уткину: он пользовался позывным Вагнер.
Устал от людей
Физиогномист Екатерина Ванчинова составила для Metro характеристику Вагнера по фрагментам его лица. В первую очередь она указала, что человек с портрета – оптимист в молодости, однако на момент съёмки в нём уже проявился пессимистичный взгляд на жизнь.
– Он крайне ответственный. В прошлом мог быть лидером. Если сказал – значит, делал. Однако позже закрылся, глубоко разочаровался в ком-то или чём-то и, как следствие, "ушёл в тень". На это указывает деление лица: нос, уходящий сначала в одну сторону, потом в другую, – говорит Ванчинова.
О закрытом характере композитора говорят опущенные веки и прижатая форма ушей. По словам эксперта, такому человеку можно было доверять секреты: когда нужно, он умел держать язык за зубами. При этом, по наблюдению физиогномиста, это был правдоруб, который не следил за словами, если информация не носила конфиденциальный характер.
– Это выдаёт форма его нижней губы. В свою очередь, верхняя губа говорит ещё об одном качестве. Он был эмпатичным, легко "считывал" эмоции других, и у него была хорошо развита интуиция (об этом сигнализирует галочка на верхней губе).
По мнению Ванчиновой, у человека с портрета технически-гуманитарный склад ума.
– Он мог заниматься творчеством, но в узкой сфере. Возможно, был связан с музыкой и словом. Он умел вычленять суть. А вот дома у него вполне мог быть творческий беспорядок – на это указывает круглый кончик носа, – говорит она.
Давая общую характеристику, Ванчинова отмечает следующее:
– Это был опытный человек. Стратег. Обладал даром дипломатии. Умел договариваться с людьми, однако на момент, когда было сделано фото, он вообще никого не хотел видеть. Этому могло способствовать глубокое разочарование в чём-то. Он несильно представляет своё будущее и абсолютно не хочет помнить прошлое, живёт одним днём. Устал от людей и устал от груза переживаний. Такой человек сделал себя сам, но помочь сам себе он отказывается.