Трудности при чтении испытывают практически все школьники. Однако если одни могут справиться с данной ситуацией без лишних проблем, то для других эта особенность становится серьёзным камнем преткновения. Всё потому, что так устроен их мозг – его работа не сбалансирована, а функционирование имеет свои особенности. Именно они и приводят к дислексии. Что это такое и как работать с проблемой, Metro рассказала учитель-логопед, клинический психолог сети логопедических центров "Детская академия речи" Варвара Данекина.
Что такое дислексия?
– Прежде всего стоит отметить: дислексия – это не болезнь, а нейробиологическая особенность. Выражается она в специфическом расстройстве чтения. Сначала маме или папе может казаться, что это вариант нормы – ведь все дети, обучаясь, совершают ошибки, – говорит эксперт. – Разница лишь в том, что в случае с дислексией трудности не исчезают и, если не использовать специальные приёмы, остаются на месяцы и даже годы.
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей.
Как определить?
Конечно, когда ребёнок делает только первые шаги в чтении, определить дислексию невозможно. Но есть некоторые сигналы, которые могут и должны насторожить родителей.
– Прежде всего стоит насторожиться родителям, чей малыш до года не ползал, а сразу пошёл. Дело в том, что этот этап развития играет большую роль в формировании работы мозга, – говорит эксперт. – Также важно обратить внимание, если речь ребёнка развивается с большой задержкой, вы замечаете трудности с мелкой и крупной моторикой. Например, к 5 годам он не научился правильно держать карандаш, плохо ловит или не точно бросает мяч и т. п.
Также признаком возможной дислексии является то, что ребёнок трудно устанавливает контакты с другими ребятами или вообще их сторонится, с трудом справляется с эмоциями, не контролирует их. Например, ему сложно дождаться очереди в игре или соблюдать простейшие правила.
Кстати: диагноз "дислексия" в своё время был поставлен Альберту Эйнштейну, Уолту Диснею, Тому Крузу, Киану Ривзу, Мэрилин Монро. Никому из них эта проблема не помешала добиться успеха.
– Если ребёнок уже пошёл в школу, обратите внимание на то, что он с трудом запоминает и подбирает нужную букву, часто не узнаёт простые знакомые слова, – приводит пример эксперт. – Или в то время, как другие дети уже неплохо читают, ваш ребёнок пропускает слова, "теряет" строчки, не может пересказать сюжет.
Как помочь?
Главное – не ругать ребёнка и не думать, что он ленится или "дурачится". Также не стоит паниковать, считая, что его интеллект нарушен. Это не так. Просто ему действительно трудно усвоить буквы, соединять их в слоги, понимать получившийся текст. Помочь ребёнку можно только с помощью специальных методик. Что же делать?
– Нужно уделять внимание подвижным играм на развитие внимания, координации и ловкости. Очень полезны в этом случае различные стоп-игры, которые учат ребёнка своевременно реагировать, предвосхищать и планировать.
– Важно учить ребёнка повторять заданные ритмы, запоминать слова, стихи и предложения.
– Если ребёнок плохо запоминает буквы, можно лепить их из пластилина, выкладывать из счётных палочек или зубочисток. А ещё можно попросить сына или дочь закрыть глаза, написать буквы на ладошке и предложить их отгадать.
– Важно больше играть и общаться с ребёнком, больше читать ему вслух, а не просить об этом его. Таким образом, у малыша не будет развиваться фобия чтения, он лучше поймёт и усвоит текст, расширит свой словарный запас.
– Обязательно обсуждать с ребёнком прочитанное, разъяснять непонятные слова – это улучшит понимание, научит устанавливать связи и делать выводы.
И да, конечно, его нужно отвести к логопеду.
– Своевременной диагностике и работе со специалистами отводится основная роль. И помогает это не только привести к балансу работу мозга и научить ребёнка читать. Занятия и упражнения повышают самооценку, улучшают его успеваемость, учат владеть собой в сложных или слишком эмоциональных ситуациях, – подводит итог эксперт.