"Не смотрите наверх" для Луны: учёные объяснили асимметрию спутника Земли астероидом

Китайские учёные считают, что примерно 4,3 миллиарда лет назад Луну деформировал гигантский астероид, с чем связана её асимметрия. Эксперты сделали свои выводы, обнаружив различия в минеральном и химическом составе пород полушарий. Мы узнали подробности и расспросили эксперта, может ли астероид деформировать и Землю – раз с Луной это случилось
Mark Thompson / Getty Images
Вид на "кровавую Луну" в Дохе

Исследования

О своих выводах учёные написали в научном журнале Nature Geoscience. Исследования провела Дни Минь вместе с её коллегами из китайского Научно-технологического университета в Макао. Гипотезу об астероиде они выдвинули при анализе данных, которые собрали китайский луноход "Юйту-2" и орбитальные зонды.

Учёные предположили, что на Южный лунный полюс упало крупное небесное тело и произошло это вскоре после зарождения Луны – когда её недра уже частично застыли. Они назвали и конкретный участок падения – Эйткен, бассейн Южного полюса. Падение вызвало повторное расплавление недр Луны, из-за чего нарушилось равномерное распределение пород её мантии, содержащих титан, торий, редкоземельные металлы. "Если наша теория верна, то в породах, которые луноход "Чанъэ-5" собрал в Океане Бурь (одной из крупнейших низменностей на Луне), будет много титана и редкоземельных металлов", – говорится в исследовании.

Известно, что невидимая для людей, обратная сторона Луны не такая плоская, как видимая. Она покрыта холмами, расселинами и кратерами. Кроме того, измерения показывают, что видимая часть Луны заметно тяжелее невидимой, а породы обеих половин спутника отличаются друг от друга по химическому, изотопному и минеральному составу.

Бояться ли землянам?

Недавно в прокат вышел фильм "Не смотрите наверх" с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Согласно сюжету ставшей популярной картины, к Земле приближается астероид, который уничтожит человечество. Новость китайских учёных также актуализировала вопрос, насколько сценарий столкновения с астероидом вероятен. Тем более что Земля и Луна находятся вблизи друг от друга.

Профессор кафедры теоретической механики МФТИ Владислав Сидоренко поспешил всех успокоить.

– В статье китайских учёных, в которой предложена данная гипотеза, в расчётах предполагается, что Луна сталкивается с достаточно большим объектом: его диаметр от 315 до 420 км, – говорит Metro Владислав Викторович. – В той части современной Солнечной системы, которая ограничена орбитой самой дальней большой планеты (Нептуна), "неучтённых" объектов такой величины нет. А те, что известны, движутся по орбитам, исключающим столкновение с Землёй.

Конечно, есть объекты, которые могут прилететь из "ниоткуда". Например, большая комета из облака Оорта. Или, что сейчас очень популярно обсуждать в среде астрономов, это могут быть какие-то межзвёздные объекты. В любом случае изучение межзвёздных комет и астероидов ещё только начинается, поэтому общепринятых оценок частоты их появления в Солнечной системе нет. Тем не менее можно ожидать, что вероятность их столкновения с Землёй крайне мала. В прошлом же Земля сталкивалась с достаточно крупными объектами. Но этот этап в истории Солнечной системы давно завершился.