Прокрастинация – психологический термин, означающий склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, которая потенциально может привести к проблемам и болезненным психологическим эффектам. Кто-то может назвать нежелание что-то делать обычной ленью. На самом деле это реальная проблема, победить которую очень непросто.
В последнее время с этим явлением сталкивается всё больше людей. Причина кроется в пандемии. Всем нам достаточно долго пришлось жить в состоянии стресса, а именно он является одним из толчков для развития данной проблемы.
Пойми, в чём причина
До пандемии ежедневные расписание и планы позволяли нам достигать конкретных целей и решать незавершённые задачи, а потом идти домой и уже там полностью расслабляться, отдыхая от дел. Но пандемия изменила наши графики, ритмы и ежедневное планирование. Некоторым людям, которые раньше работали исключительно в офисах, стало очень сложно отделить работу от дома и отдыха. Привычная для них квартира вдруг стала опасной.
– Мозг имеет тенденцию связывать вещи и создавать привычки, – говорит Metro Ясера Дорри, доктор философии, психолог клиники Мэйо американского города Рочестер. – Поэтому если ваша спальня ассоциируется со сном, вам легче засыпать, когда вы лежите в постели. Точно так же если работа вызывает стресс и вы выполняете её из дома, то постепенно стресс начинает ассоциироваться именно с домом или комнатой, в которой вы трудитесь удалённо. Это изменение в образе жизни и вызывает прокрастинацию и желание максимально отсрочить выполнение неприятных дел.
Чтобы победить это явление, прежде всего надо понять, что именно его вызывает.
– Попробуйте проанализировать, какие именно мысли способствуют возникновению неприятных чувств, что вызывает беспокойство и портит настроение. Поначалу может быть трудно. Однако со временем станет легче «ловить» негативные мысли и контролировать их, – объясняет Дорри.
Орудие борьбы
Второй шаг в этой борьбе – перераспределение текущих задач. Не важно, о чём идёт речь – о походе в поликлинику или о выполнении заданий начальства. Просто выберите из массы дел одну задачу, которую вы считаете самой приоритетной, и возьмитесь за неё. Для этого её нужно будет разбить на более мелкие.
– Усталость и стресс часто заставляют нас думать, что стоящие перед нами задачи огромны и не могут быть выполнены или что на их выполнение уйдёт много времени. Разбив задачи на более мелкие, вы увидите, что всё не так страшно, как кажется. Например, если вам нужно назначить встречу, проще всего начать с просмотра календаря, чтобы точно узнать, какие дни у вас свободны. Затем нужно определиться, где именно вы будете встречаться и как туда добираться. И уже потом, зная детали, вы сможете с лёгкостью назначить день делового свидания, – добавляет психолог.
Кроме того, приучите себя делать заметки в своём календаре о том, что вам необходимо сделать. Планирование – ещё один ключевой фактор в борьбе с нежеланием быть активным.
Следующий шаг, который вызывает затруднение, – отсутствие решимости для выполнения задач. Чтобы справиться с проблемой, вы должны заставить себя приступать к делам в любых обстоятельствах. Например, скажите себе, что будете каждый день проходить пешком три-четыре остановки, и делайте это даже в плохую погоду. Особенно удобно в этом плане тем, у кого есть собака, ведь с ней нужно гулять, как бы ни хотелось посидеть на диване.
Распорядок дня
Также поможет установление распорядка дня. Просыпайтесь в одно и то же время, даже если это выходной. Работаете из дома – всё равно одевайтесь как в офис. Приучите себя гулять, займитесь спортом, например йогой, освойте технику правильного дыхания. Каждую ночь ложитесь спать в одно и то же время. Не будьте строги к себе. Даже если что-то не получилось, это не приговор, продолжайте пытаться, мыслить позитивно. Так вы избавитесь от вашей проблемы. Что нужно сделать?
ПО СЛОВАМ ДОРРИ, ВАЖНЕЕ ВСЕГО, ПОЛУЧИВ ЗАДАНИЕ, ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:•КАКИЕ ИМЕННО ЗАДАЧИ Я ДОЛЖЕН РЕШИТЬ И КАКИЕ У МЕНЯ СРОКИ?•ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИОРИТЕТНЫМ? (СОСТАВЬТЕ СПИСОК ЗАДАЧ И ПРИСВОЙТЕ НОМЕР ОДИН ВАЖНЕЙШЕЙ ИЗ НИХ, А ДЕСЯТЬ – НАИМЕНЕЕ ВАЖНОЙ, О КОТОРОЙ МОЖНО БУДЕТ ПОЗАБОТИТЬСЯ ПОЗЖЕ.)•СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ МНЕ СЛЕДУЕТ ТРАТИТЬ НА РЕШЕНИЕ КАЖДОЙ ЗАДАЧИ?•КОГДА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО МНЕ НУЖНО ЕЁ РЕШИТЬ?Автор оригинального текста Моника Гарсон Рамирес