Научите ребёнка быть быстрее и сосредоточеннее: собираемся в первый класс

Психологи советуют родителям первоклассников наладить для детей режим дня и приучить их к самостоятельному выполнению ежедневных бытовых дел
Научите ребёнка быть быстрее и сосредоточеннее: собираемся в первый класс
Copyright (c) 2021 WR studio/Shutterstock. No use without permission.
Поход в первый класс – не только радость, но и настоящее испытание для первоклашек.

Адаптация первоклассника к школе – это важный и сложный этап для родителей и для ребёнка. От того, как он вольётся в школьную жизнь, зависит процесс обучения. 

Metro спросило у экспертов, на какие важные моменты стоит обращать внимание родителям первоклашек. 

1. Сделайте так, чтобы они знали, что такое школа 

– Посмотрите фильм про школу, почитайте книги про первоклассников. Например, замечательная книга "Кыш, два портфеля и целая неделя". Очень здорово прочитать книгу и посмотреть по ней фильм, – говорит Metro Анна Данилова, эксперт по образованию, мама 5 детей, блогер, преподаватель МГУ и Московской высшей школы социальных и экономических наук, автор курсов по развитию речи. – Говорите с ним о своём опыте. Ребёнок не должен идти в школу в розовых очках в ожидании того, что это будет исключительно волшебное и счастливое время. Ему важно знать, что и вы попадали в разные ситуации и приключения в школе. При этом важно не создать негативного настроя. 

Не нужно звонить другим родителям и учителю по каждому поводу, но при этом очень важно смотреть на настрой ребёнка, насколько он хочет идти в школу, не случилось ли там чего-то, и расспрашивать о том, как прошёл день ребёнка, но при этом и рассказывать о том, как прошёл ваш день.
Анна Данилова


2. Обратите внимание на режим дня

– Ничто не влияет так сильно на качество жизни ребёнка в школе, как нужное количество часов сна. Ребёнок 7 лет должен спать 10 часов. Отсчитайте то время, когда он просыпается, и вы получите то время, когда он уже должен спать, – говорит Анна Данилова. –  Перейти на школьный режим нужно успеть в августе. Если ребёнок ложится спать позже 11 часов вечера, возможно, это означает, что он слишком сильно устаёт вечером и именно поэтому не может заснуть. Здесь поможет такой способ: один день разбудить его рано, как раз по школьному режиму, затем весь день активно нагружать  разными физическими упражнениями так, чтобы к вечеру ребёнок уже сам валился с ног от усталости, и уже затем положить спать. Так режим придёт в норму. Ничто так сильно не влияет на способность ребёнка запоминать, усваивать новую информацию и даже на физическую координацию, как достаточное количество сна.

Именно в первом классе ребёнок начинает активно сравнивать себя с другими, и он делает это не только сам, это очень часто делают и другие дети. Очень часто учитель выделяет кого-то из класса, и поэтому ребёнок начинает особенно активно думать о том, какой он, что он умеет делать лучше. А вот все хвалят Машу за почерк, а у меня кривой почерк. А что я умею делать? Это один из самых важных моментов, которые сильно влияют на самоопределение ребёнка в дальнейшем. Им важно знать, какая у него волшебная сила, что он умеет делать так, как другие дети не умеют. Кто-то, может быть, хорошо рисует, кто-то умеет собирать кубик Рубика. Это важный фундамент для дальнейшей школьной уверенности.
Анна Данилова

3. Развивайте координацию 

– Чем лучше у ребёнка развита координация, тем проще ему выполнять многие задания. Научите его хорошо прыгать на одной ножке, ловить мячик, немного жонглировать и прыгать на скакалке – это навыки, которые важнее, чем кажутся, – объясняет специалист. – Может показаться, что они не сильно влияют на качество обучения, но на самом деле это прекрасно прокачивает внимание ребёнка и его способность концентрироваться длительное время на каком-то задании.

4. Учите быть быстрее

– Очень трудно в школе бывает медлительным детям. Дети, которые долго одеваются, долго собираются, долго выполняют какое-то задание, часто отстают от класса и нервничают по этому поводу. Попробуйте мягко ввести песочные часы. Детям трудно понять, сколько времени нужно, чтобы собраться, чтобы переодеться, чтобы написать задание в тетради. Песочные часы хорошо помогают ребенку понять, что такое 5 минут, – говорит эксперт. – Если у вас ребёнок медлительный, проработайте с ним, автоматизируйте важные физические навыки. Например, если ему трудно застёгивать пуговицы на рубашке. Тренируйтесь каждый день, чтобы это не было мучением. 

Главные страхи, с которыми сталкиваются первоклассники, говорит школьный психолог Лилия Дубровская, это:

1. Новый статус.

– Представьте, что вы сменили в своём городе работу или переехали в другую страну. Всё новое: работа, язык, окружение, – говорит она. – Для первоклассников школа – как новая страна, где всё по-другому: дисциплина, новые обязанности, совершенно новая жизнь. Поэтому не стоит усложнять им адаптацию добавлением новых занятий, например, музыкальной школы (лучше начать годом раньше или позже). Если планируется переезд, стоит заранее подготовить ребёнка к новым условиям. Если случится, что у первоклассника появится младший брат или сестра, также стоит особо внимательно подготовить первоклашку к этому событию.

2. Дисциплина.

– На уроке нужно сохранять тишину и спокойствие в течение 35 минут, не разрешается даже пойти в туалет. Это очень непросто для первоклашек. При этом родители стремятся записать своих одарённых детей в школу раньше, поскольку они уже знают программу первого (а то и второго) класса, а их самоконтроль все ещё недостаточный. В итоге хотя дети знают всё, они встают с места посреди урока, бродят по классу, и получается замкнутый круг: учитель постоянно делает замечания, ребёнок не хочет ходить в школу, родители винят учителя, но в новой школе всё повторяется, – комментирует эксперт. – Так что расскажите о том, что такое дисциплина, и приучайте к ней заранее.

3. Низкая самооценка.

– Родителям нужно помнить, что, несмотря на то что в первом классе безоценочная система, дети сами в голове "выставляют оценки" себе и другим. Так что задача родителей тут – поддержать ребёнка и не допустить, чтобы он недооценивал себя, даже если поначалу что-то получается хуже, чем у остальных, – рассказывает психолог.

4. Ответственность.

– Учителя в начальной школе больше не следят за вещами детей. Воровство уже не встречается. Однако из-за рассеянности дети часто теряют свои вещи. Замечали, что вы можете дать сыну или дочери две ручки и два карандаша, но они всё равно придут домой с чужим огрызком? Также возникают трудности с управлением временем: не у всех получается успеть сделать все дела и прийти вовремя на урок после весёлой перемены, – говорит эксперт. – Задача родителей тут не ругать, а поддерживать.