Вчера суд предоставил права на произведения Хорхе Луиса Борхеса, считающегося самым значительным аргентинским автором ХХ века, пяти племянникам его вдовы Марии Кодамы, которая умерла в марте.
Кодама была его музой и душеприказчиком, которой он завещал всё после своей смерти в 1986 году. Она публиковала его книги и разоблачала тех, кто пытался спекулировать на его имени. Приезжала она и в Россию, где встречалась с переводчиками Борхеса.
С обывательской точки зрения это был необычный брак: Кодама познакомилась с Борхесом в возрасте 16 лет, была моложе его на 37 и прожила с ним 70, став его "глазами" после того, как он ослеп. Он заключил с ней брак буквально за несколько месяцев до смерти, понимая, что только она сможет правильно распорядиться его наследием после его ухода. Так и оказалось: она основала Фонд Борхеса и пересмотрела договоры с европейскими издателями.
Имея деспотичную мать и несколько неудачных браков, Борхес нашёл в Марии Кодаме свой идеал. Об их отношениях написал интересное эссе другой знаменитый латиноамериканский автор, Марио Варгас Льоса:
"Благодаря ей восьмидесятилетний Борхес прожил несколько чудесных лет, наслаждаясь не только книгами, поэзией и идеями, но и близостью молодой, прекрасной и умной женщины, с которой он мог поговорить обо всём, что любил, и которая открыла ему, что жизнь и чувства могут волновать не меньше, чем апории Зенона, философия Шопенгауэра, логическая машина Раймунда Луллия или стихи Уильяма Блейка".
Мария Кодама ушла из жизни 26 марта 2023 года в возрасте 86 лет, и многих в аргентинских литературных кругах удивило, что она не оставила завещания несмотря на то, что у неё был рак груди.
Отсутствие завещания поставило права на произведения Борхеса в подвешенное состояние. В соответствии с аргентинским законодательством, если бы в течение десяти лет не нашлось его наследников, то всё его имущество отошло бы государству. Но вчера, 27 июня, суд в Буэнос-Айресе постановил, что пятеро племянников Кодамы получат права "в качестве универсальных наследников".
Давний адвокат Кодамы Фернандо Сото рассказал, что в апреле появились племянники Марии Кодамы, которые обратились в суд с претензией на право собственности на всё её имущество, включая произведения и рукописи Борхеса. Сото сказал, что был "удивлён, узнав, что у неё есть племянники", добавив, что "это было большим облегчением, потому что я не хотел, чтобы государство оставило всё себе".