Академик РАН и РАО, заведующий кафедрой МГУ Алексей Семёнов считает, что сейчас абитуриенты предпочитают выбирать другие дороги. По его словам, на это есть несколько причин.
Первая – за 30 лет после советского периода не восстановился запрос от государства (прежде всего от оборонного комплекса и от промышленности) на специалистов, связанных с точными науками. Вторая причина – выбор профессий стал шире. Талантливые дети идут не только в когда-то особо престижные инженеры или посвящают себя науке, но и могут предпочесть PR, менеджмент или дизайн.
– Когда мне было 14 лет, передо мной стоял скромный выбор, – объяснил в разговоре с Metro академик. – Я решил стать математиком. Если бы дело происходило сегодня, когда горизонт стал шире, я не знаю, как бы я поступил. Сегодня меньше детей идёт в технические вузы. А больше в вузы, связанные с ИТ-технологиями. Это модный сектор, развивающийся во многом благодаря цифровой экономике.
По словам Семёнова, чтобы исправить ситуацию, имеет смысл скорректировать количество часов, которые отводят в школе для изучения математики, а ещё программу курса.
– Количество школьных часов для изучения математики и информатики отличаются в разы. Не разработаны соответствующие программы – школьная математика не отражает потребностей информационного общества. А различие здесь намного более существенное, чем отличие уравнений в алгебре и теорем в геометрии от алгоритмов в информатике. Дело в том, что в программировании, в том числе и школьном, ты решаешь всё время новые и новые задачи. А школьная математика приучает решать старые и сегодня практически не нужные задачи. Это ключевая проблема.
В чём же действительная роль школьной математики
С каждым годом к нам руки попадают гаджеты, ещё более совершенные, быстрые, многое умеющие. Сотовому телефону теперь под силу за секунды решить школьное уравнение. Но академик уверен, что роль школьной математики не в том, чтобы научить детей их решать.
— Я бы сказал так, во-первых, в школе важно научить чёткому логическому рассуждению, которое найдёт применение повсюду: от научных исследований до семейных обсуждений. Во-вторых, научить решать новые, незнакомые задачи. Если перед тобой неизвестная задача, ты собираешь разные соображения, логику, здравый смысл, известные тебе ранее ситуации и вдруг видишь решение. Тренировка такого озарения и ведущего к нему поиска очень важна для жизни в современном мире. Этого почти нет в школьной математике, а может быть намного больше. В-третьих, математика нужна для моделирования разных процессов. Здесь удобно использовать компьютер. Механические вычисления отдаются компьютеру, а человек берёт себе поиски новых подходов и осмысление получаемых результатов.