Новая работа режиссёра Евгений Стычкина ("Контакт" и "Нулевой пациент") — подростковая драма с элементами детектива. Она представлена в конкурсе Второго фестиваля онлайн-кинотеатров "Новый сезон", который проходит в Сочи.
В центре сюжета — несколько старшеклассников, благополучная жизнь которых рушится на выпускной вечеринке, когда в шикарном доме одного из подростков происходит трагедия. Вчерашние школьники растеряны и напуганы, но рассказать страшную правду они не хотят и не могут. Каждый из них хранит свои тайны, которые взрослые предпочитают не замечать. Директор больше волнуется за имидж школы, а родители запутались в собственных проблемах.
Как рассказал журналистам режиссёр, главное, чего он хотел избежать, снимая сериал, это отсылок к другим фильмам и сериалам.
— Мне в принципе кажется, что идея референсов крайне пагубно сказывается на искусстве вообще и на отечественном кинематографе в частности. Насколько мы на кого-то похожи, не знаю, мне кажется, это вам скорее судить. Посмотрите — скажете. Никакого референса не было. Были антиреференсы, — сказал Стычкин. — Ну, то есть, например, после выхода "Эйфории" весь мир решил снять ещё 684 "Эйфории". И вот каждый раз, когда наш кадр или какое-то направление было похоже на "Эйфорию", мы говорили: это хорошо, но это не мы. Это "Эйфория". Настолько, насколько мы могли от этого отбояриться, оттолкнуться, мы оттолкнулись.
По словам режиссёра, это сериал про сегодняшний день, про место в нём молодых людей и взрослых — как им сосуществовать, как договориться.
Создать проект про подростков Стычкина сподвигло и то, что он сам "отец многочисленных разновозрастных детей".
— Единственное, что мы можем и, наверное, должны сделать как родители, — это научить детей быть счастливыми. Насколько это удалось мне, удаётся нам всем и удалось родителям этих, в общем, уже не детей, уже подростков, довольно самостоятельных ребят, непонятно, — объяснил режиссёр. — Что сделать для того, чтобы мы научили их быть счастливыми, тоже не очень ясно. Быть счастливыми самим? Может быть, не знаю. Мы в этой картине в том числе попытались в этом разобраться и вместе с вами попытаемся понять, насколько всем нам это удалось.
Название "Цикады", как объяснил Стычкин, родилось из аналогии с насекомыми, похожими в полёте на прекрасных бабочек, а при ближайшем детальном рассмотрении выглядящими как страшные существа. Кроме того, как говорит в сериале один из главных героев Антон (Григорий Верник), "цикады — это насекомые, которые 17 лет живут под землёй, а потом вылезают наружу". Так и подростки, повзрослев, готовы заявить о себе после долгого молчания. Но при этом "их амбиции, идеи, размышления могут показаться как прекрасными, так и уродливыми. Потому что пугают нас. Нужно вступать в диалог, даже если что-то нам кажется неправильным, отталкивающим — возможно, это просто от того, что это не похоже на нас, уверен режиссёр.
У сериала несмотря на то, что это история про подростков, возрастной ценз 18+. Как объяснил режиссёр, это сделано "исключительно потому, что сегодня так устроен прокат. "Если ты хочешь рассказывать, как в реальности протекает в том числе наша с вами жизнь, то ты вынужден ставить ограничения 18+. Иначе, значит, ты должен будешь всё время рассказывать неправду, а тогда зачем снимать это?" — говорит он.
И хотя сам Стычкин выступает против цензуры, по его признанию, сам он от неё пока не пострадал:
— Вы знаете, каким-то невероятным образом ни из первой картины "Контакт", ни из "Нулевого пациента", очень больной во всех смыслах слова картины, я не отрезал ни одного кусочка. Я ровно как хотел снимать, так и снимал, потому что пока то, что я вижу, никого не убило, не ранило, не задело.