– Нацисты активно наступали и довольно быстро приближались к Москве. В связи с этим в столице начали формировать народные ополчения, – рассказывает Metro куратор выставки Светлана Амосова. – Предприятия и организации делегировали своих добровольцев на фронт. Союз советских писателей принял в этом активное участие.
В 8-ю дивизию народного ополчения записались писатели, переводчики, литературоведы, студенты Московского института философии, литературы и истории. Поэтому роту условно назвали "писательской".
Всего в неё вошло около 90 мастеров художественного слова, среди них были Даниил Данин (Плотке) и Борис Рунин (Рубинштейн).
Евреи составляли вторую по численности национальную группу после русских в "писательской роте". Среди наиболее известных литераторов-евреев, которые стали добровольцами, – Юрий Либединский, к тому времени классик советской литературы, и Рувим Фраерман (автор бестселлера "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви").
Вот что вспоминала о сборах литераторов Марина Цветаева: "11 июля уходило на фронт московское ополчение, ушла и писательская рота. Я видела эту роту добровольцев, она проходила через площадь Восстания к зоопарку, к Красной Пресне, это было тоскливое и удручающее зрелище — такое невоинство! Сутулые, почти все очкарики, белобилетники, освобождённые от воинской повинности по состоянию здоровья или по возрасту, и шли-то они не воинским строем, а какой-то штатской колонной…"
И тем не менее писательская рота участвовала в жестоких сражениях, многие пали смертью храбрых. Рота попала под мощный удар немцев под Вязьмой и в первые же дни боёв была разбита. Не многим удалось спастись. Так, Даниил Данин выбрался из окружения каким-то чудом и сумел добраться на поезде до Москвы, где его чуть не засудили за дезертирство (заступился Илья Эренбург).
30 ноября 1941 года роту официально расформировали. Выживших литераторов перевели в другие соединения, но уже для работы по специальности в военной печати.
На экспозиции, посвященной писательской роте, есть библиостенд, где хранятся биографии погибших писателей. Там же есть книжки, в которых — пустые страницы. Они символизируют произведения, которые добровольцы 8-й дивизии могли бы написать, если бы остались в живых.