На выставке "Первые моторы России" представлен единственный сохранившийся в мире "Руссо-Балт"

"Бриллиант" экспозиции почти случайно дожил до наших времён. Сначала уникальная машина гнила в сарае любителя, потом её чуть не утопили киношники. Но она выжила – вопреки всему
На выставке "Первые моторы России" представлен единственный сохранившийся в мире "Руссо-Балт"
Vasil Kuzmichonak / Василий Кузьмичёнок
Тот самый "Руссо-Балт".

1913 год. В Петербурге открывается четвёртая автомобильная выставка. В Михайловский манеж въезжает Его величество император Николай II на любимом "Делоне Бельвиле". Он торжественно проводит смотр машин, принимающих участие в выставке. Среди множества иномарок выделяется машина с крытым верхом и золотым двуглавым орлом на капоте – гордость дореволюционного автопрома, знаменитый "Руссо-Балт"...

Бриллиант выставки

Сто десять лет спустя в "Гараже особого назначения" на ВДНХ попытались воссоздать атмосферу 1913 года. На стенах – фотообои с изображением Михайловского манежа. Но главное, что удалось организаторам выставки "Первые моторы России" – собрать коллекцию автомобилей тех моделей, которые участвовали в той выставке: "Эй-Си", "Пежо", "Штоверы"... Но среди прочих всё так же выделяется "Руссо-Балт".

– Это бриллиант выставки! Бриллиант! - восторгается Никита Розанов, заведующий кафедрой "Дизайн средств транспорта" Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. И показывает на стильное чёрное авто с крытым верхом и золотым двуглавым орлом на капоте. Это "Руссо-Балт". Среди множества ретроиномарок, прикативших в 54-й павильон ВДНХ, отечественная машина выделяется размером и деталями. 

– Здесь всё приспособлено для наших дорог: крытый верх, деревянные спицы... – перечисляет Никита. – "Руссо-Балт" не был похож на карету, как некоторые его "современники". Это полноценный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и радиатором, убранным под шубу капота. 

На таком же "пежо бебе" ("бебе" по-французски "малыш") катался цесаревич Алексей. У его папы Николая II была такая же машинка, но побольше.
Vasil Kuzmichonak / Василий Кузьмичёнок
На таком же "пежо бебе" ("бебе" по-французски "малыш") катался цесаревич Алексей. У его папы Николая II была такая же машинка, но побольше.

Машина для российских дорог

"Руссо-Балт" – главный автомобиль дореволюционной России. На нём ездили великий князь Константин Константинович, премьер-министр Сергей Витте, промышленник Эдуард Нобель... Тем уникальнее тот факт, что на выставке представлен единственный сохранившийся легковой автомобиль этой марки. 

– Российский автопром до революции как минимум шёл в одну ногу с мировым, – говорит старший научный сотрудник Политехнического музея Максим Карташев. – "Руссо-Балт", что интересно, стоил дороже, иномарок. В те годы не было заградительных пошлин, поэтому "Руссо-Балт" считался машиной, которую, в основном, покупали патриоты. Она так и рекламировалась – "российская машина для российских дорог". Даже самую дешёвую модель – "Руссо-Балт К", что представлена на выставке, – могли себе позволить только самые обеспеченные люди того времени. Например, купцы или члены императорской семьи. Но во время Первой мировой войны эти машины изымали у населения для нужд армии. Правда, если у немцев, проживающих в Российской империи, их забирали просто так, то остальным выплачивали компенсацию – примерно 70% от стоимости.  

По словам Карташева, тот самый "бриллиант" выставки пережил Первую мировую, так как был закреплён за лётной школой в Твери: 

– После революции "Руссо-Балт" перешёл в собственность к одному из советских ведомств, потом к другому, пока его не выкупил автолюбитель из города Кимры Александр Орлов, у которого он был до 1966 года. Сохранить машину помогла случайность: допустил техническую оплошность – и блок цилиндров потрескался. Машина так и простояла у него в сарае. Получается, повезло!

5500 рублей стоил "Руссо-Балт" в Российской империи. Для сравнения, зарплата рабочего в те времена составляла 15–20 рублей в месяц 

Прекрасна со всех сторон

На Орлова почти одновременно вышли сотрудники Политехнического музея и Киностудия имени Горького. Он не понимал, какой ценностью владеет – за уникальный автомобиль Орлов попросил... новенькие "жигули".  

Электромобиль "Коламбия" ("Тесла" начала XX века) подарила вдове Александра III Марии Фёдоровне её сноха – Александра Фёдоровна, жена Николая II.
Vasil Kuzmichonak / Василий Кузьмичёнок
Электромобиль "Коламбия" ("Тесла" начала XX века) подарила вдове Александра III Марии Фёдоровне её сноха – Александра Фёдоровна, жена Николая II.

Но в итоге автолюбитель получил-таки за машину денежную компенсацию. 

– Киностудия хотела использовать его в одном из фильмов и... утопить. Они выкупили автомобиль у Орлова, но посмотрели, в каком состоянии машина. И решили, что не будут мучиться. Кузов прогнил практически полностью, краска обсыпалась... И тогда они перепродали машину Политехническому музею, где после реставрации в НАМИ она находилась до последнего времени.  

В Политехе "Руссо-Балт" называли "машиной с одного бока", так как посетители музея могли рассмотреть её только с одного ракурса. Поэтому я, увидев машину на выставке чудом не утопленную киношниками, первым делом обошёл её по кругу. Цела и прекрасна со всех сторон! Краска блестит как новая. 

Кручу руль, осматриваю переднее сиденье... Газ, тормоз, сцепление – всё как надо. 

Жму на клаксон: 

– Дорогу патриоту!