Длина платьев и юбок в прошлом веке уменьшалась постепенно. Революционером в мире женской моды стала будущая первая женщина-дипломат и большая модница Александра Коллонтай – её платья и юбки стали заметно короче ещё до событий октября 1917 года. Так она выражала протест против бесправия женщин, и это было смелым шагом для того времени.
– Хотя Коллонтай любила, конечно, и роскошные длинные платья – она была из обеспеченной семьи, но бунтарский дух заставил её на время от этого отказаться, – рассказывает куратор выставки Юрий Быкадоров. – Однако к любимым длинным платьям она вернулась в сталинское время.
Настоящий прорыв в одежде для женщин произошёл лишь с наступлением революции 1917 года: юбки и платья стали короче, но дамы носили их вовсе не за тем, чтобы очаровывать мужчин. Такая одежда была удобна на работе и в быту: никто не наступал на длинный шлейф, а самое главное – укоротившиеся юбки не мешали работать на станках.
По словам Юрия, была и ещё одна существенная причина, чтобы сделать одежду короче, – в советском государстве так экономили ткань, которая к тому же стоила недёшево.
На выставке представлен вполне себе симпатичный костюм другой революционерки – Розалии Землячки, "кровавой фурии" Гражданской войны, как за спиной называли её злопыхатели.
– Посмотрите, костюм выглядит современно, – говорит Юрий. – Свободный крой жакета и укороченную юбку нежно-шоколадного цвета Землячка обожала. Она ходила в этом костюме на заседания расстрельных комиссий и на партсобрания. В молодости Розалия вовсе не была синим чулком и любила выглядеть элегантно. Именно в этом костюме ей однажды сделал комплимент Лев Троцкий, похвалив сочетание делового стиля и женственности.
А вот дамы, трудившиеся на производствах в 30–40-е годы, предпочитали носить комбинезоны. После работы они облачались в платья или юбки из ситца. Одежда из шёлка и крепдешина считалась дорогой, её надевали на выход. Ну а юбки между тем продолжали укорачиваться. Менялся и тренд на ткани.
Поскольку советская мода стояла особняком от "буржуазной", то она интересовала заграничных кутюрье. Одна из них, Эльза Скиапарелли, изучая советскую моду 40–50-х, назвала её "оргией бархата и шёлка" – в СССР такие платья и юбки считались изысканными.
– А в 60-е годы ажиотаж у модниц вызвали маленькие чёрные платья,– продолжает Юрий. – Единственная в стране женщина-министр Екатерина Фурцева, обожавшая красиво одеваться, как-то заказала у модельера Вячеслава Зайцева такое платье для вечера в честь Юрия Гагарина. Она выглядела сногсшибательно, мгновенно став иконой стиля.
В 70-х годах популярными стали кримпленовые платья, которые, как и юбки, едва закрывали колени.
– Но всё же представить в то время слишком короткие юбки, которые будут носить в 90-х, было невозможно, – говорит Быкадоров. – Ну а в последние 20 лет мода стала абсолютно разной – носят как длинное, так и короткое.
Но самой "вызывающей" на выставке стала "пикирующая юбка", которую подарила музею певица Оксана Почепа в 2016 году. Однако, по её признанию, вне сцены она бы не рискнула ходить в такой юбке.