Эстер Войджицки носит неофициальный статус “крёстной матери” Кремниевой долины, потому что именно её ученики и сделали это место IT-столицей мира. Со Стивом Джобсом Войджицки работала в исследовательской школе в местечке Пало-Альто. Там она и по сей день преподаёт журналистику и английский язык.
– Долгое время Эстер была автором издания The Huffington Post, писала колонки и в несколько блогов, – рассказал Metro коллега Эстер Эдвард Вуйвич. – Пару раз она предлагала сделать материал о Стиве. По её словам, они часто разговаривали не только на научные темы, но и на жизненные. Этот парень (Стив - Прим. Ред.) казался ей впечатлительным и улавливающим за считанные секунды самые сложные вещи. Эстер говорила, что часто он задавал ей вопросы, на которые она не могла быстро найти ответы даже в Интернете. Ей даже казалось, что у неё недостаточно жизненного опыта для работы с таким студентом. Практически с первого дня занятий она была уверена, что перед ней сидит человек, способный изменить этот мир к лучшему и мыслящий максимально нестандартно. Талант Стива казался ей такой же аксиомой, как базовые математические правила. Я видел блеск в её глазах, когда она рассказывала о нём. Жаль, что материал так и не вышел.
Сам Джобс в ряде интервью говорил об Эстер исключительно с любовью. Он был убеждён, что в будущем она напишет книгу либо о своей профессиональной деятельности, либо о секретах воспитания. Что и произошло.
У Эстер трое детей, которые стали очень успешными людьми: старшая дочь (Сьюзен) – генеральный директор YouTube, средняя (Джанет) – исследователь и антрополог, а младшая (Энн) – глава компании, которая занимается генетическими исследованиями. В 2019 году все свои рекомендации по воспитанию Войджицки собрала в книге “Как воспитать успешного человека”. Мы перевели основные выдержки из неё.
Позвольте ребёнку быть самостоятельным
Войджицки сетует на то, что многие родители до подросткового возраста существенно ограничивают свободу своих чад, мотивируя это тем, что “они же ещё маленькие”. Войджицки пишет, что детям как можно раньше (в идеале с четырёх-пяти лет) надо давать возможность: а) самим принимать решения, б) выполнять поручения, которые они способны выполнять, в) выговариваться. Например, Войджицки отправляла дочек в супермаркет, до которого они сами могли выбрать дорогу и в магазине сами могли распорядиться полученными деньгами.
– Таким образом, дети быстрее понимают, что в жизни им предстоит рассчитывать исключительно на себя, – поясняла Войджицки. – Они будут грамотнее принимать решения, быстрее получать жизненный опыт и знать цену деньгам.
Доверяйте своим детям
По словам Войджицки, воспитание детей без доверия просто невозможно. Ребёнку необходимо как можно быстрее внушить, что, даже если он совершит ошибку, вы дадите ему право исправить её. Потому что вы знаете, что он способен поступить правильно. Войджицки считает, что без доверия невозможно воспитать в человеке желание всегда двигаться только вперёд. Если дети с раннего возраста будут бояться ошибиться на пути к цели – они будут делать всё, чтобы достичь её либо малой кровью, либо с помощью других людей. Или сознательно будут отказываться от своей мечты. Недоверие приведёт к тому, что ребёнок будет подолгу топтаться на месте и постоянно сомневаться в любых жизненных ситуациях.
Распорядок дня – святое
Войджицки придерживается позиции, что, если в доме не соблюдается режим дня, дети не будут ценить время. В будущем это точно скажется на их умении решать рабочие задачи в сжатые сроки. А именно такое умение сейчас максимально востребовано в крупных международных компаниях. До наступления подросткового возраста (13–16 лет) Войджицки укладывала детей спать в семь-восемь вечера, чтобы они отдыхали 12 часов, а до этого успевали и поиграть, и поучиться. В подростковом возрасте детям отводился дополнительный час бодрствования. Педагог считает, что строгое расписание должно быть как у ребёнка, так и у родителей, чтобы у детей перед глазами всегда был пример.
Забудьте про оценки
Большинство родителей, считает Войджицки, контролируют процесс образования своих детей не с той стороны. Многие помешаны на хороших результатах и чересчур расстраиваются, когда ребёнок приносит плохую оценку. Однако мало кто задумывается, почему оценка плохая, почему предмет неинтересен ребёнку. Не надо исправлять оценку – надо исправлять отношение к предмету. Если изменить отношение к предмету не получается самостоятельно, то без помощи репетиторов и даже психологов точно не обойтись.
Говорите о важном
Вопрос об алкоголе, сигаретах и наркотиках очень важен, считает педагог. Первые две темы Войджицки обсуждала с детьми, когда они были в возрасте 7–12 лет.
– Я говорила о том, как вреден может быть алкоголь и как разрушительны для здоровья сигареты, поэтому они знали об этом. В подростковые годы они знали и об опасности наркотиков. Поскольку я сразу была с ними честна, мне казалось, что потом я не должна буду читать им лекции, – заявила она в интервью Forbes. – Что же касается раннего секса и плохой компании, мы обсуждали эти темы, я обращала внимание на риск болезней, передающихся половым путём, и я рассказывала им о сексе, а затем позволила им принимать решения самостоятельно. Я всегда старалась подчеркнуть, что, если они столкнутся с какими-то проблемами, я всегда готова им помочь. Поэтому, я не думаю, что мне повезло, что в их жизни не случилось ничего плохого.