С тем, что Новый год – важный праздник, давно не спорит ни один производственный календарь, однако так было далеко не всегда. Если весь XVIII и XIX век Российская империя наслаждалась новогодним отдыхом, то в начале ХХ века всё изменилось: в 1927 году началась борьба с религиозными предрассудками и ёлку объявили "поповским обычаем". "Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов", – такие строчки поэта Александра Введенского можно было прочитать в 1931 году в журнале "Чиж". А после 1929 года 1 января и вовсе стало обычным рабочим днём.
Но, видимо, осознав, что зимой без ёлки особенно темно, в 1935 году её опять вернули советским гражданам, а уже после войны, в конце декабря 1947 года, указом Верховного Совета СССР первый день января был вновь объявлен праздничным и выходным. С этого времени новогодний праздник окончательно вернулся в круг признанных на государственном уровне торжеств.
– До конца 1940-х годов тема празднования Нового года скромно представлена в отечественном плакате, – рассказала Metro заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки Любовь Родионова. – Отдельные сохранившиеся образцы рекламного плаката этих лет приглашают на новогодние утренники для детей. После официального утверждения праздника новогодние плакаты становятся более разноплановыми. Художники создают не только рекламу всевозможных форм праздничного досуга, но и декоративные произведения с новогодними пожеланиями. Плакаты становятся важной частью предпраздничного новогоднего оформления советских городов.
Лучшие образцы отечественного плакатного искусства были созданы в 1950–1960-е годы, их до сих пор тиражируют в различных печатных формах вроде открыток, а также для новогоднего оформления.
С одной стороны, сюжеты плакатов традиционны: Дед Мороз, украшенные ёлки, снежинки, зимние спортивные игры, мальчик, который олицетворяет новый год, виды заснеженных городов и Московского Кремля с узнаваемым циферблатом часов на Спасской башне. С другой стороны, новогодние плакаты фиксируют приметы эпохи: особенно интересно рассматривать сегодня те, на которых изображён первый спутник, космический корабль, новостройки.
– В плакатах 1970–1980-х годов новогодняя тема приобретает более отстранённый и отчасти формальный вид, – рассказывает Любовь Родионова. – Новогодние атрибуты встраиваются в ряд чисто оформительских деталей, понятных широкой публике, но лишённых изначальной теплоты и выразительности. К началу 1980-х годов плакат постепенно был вытеснен из круга обязательных элементов предпраздничного урбанистического пространства, уступая место иллюминации и другим видам декора.